Синды. Меоты. Керкеты и тореты.
Spoiler (expand)
Кроме того, нужно указать на взаимодействие кавказских народов с арийцами. В эпоху Поздней и Финальной Бронзы на Северном Кавказе поябился прикубанский очаг металлургии. Е. Алексеева считала, что памятники прикубанского очага были оставлены предками адыгов. Прикубанская культура генетически была связана с северокавказской культурой II тыс. до н. э. Еще с ранней бронзы предки адыгов были соседями индоевропейцев. Индоевропейцы проникали глубоко в горы. Белозерцы и сабатиновцы приняли активное участие в сложение прикубанского очага. В горах Осетии же начинает формироваться кобанско-тлийская культура, на территории Грузии – колхидская культура. Таким образом, к финалу бронзы на Кавказе сложилось три мощных центра металлургии – прикубанский, кобанский и колхидский. В периодизации прикубанской культуры так датируют основные этапы – Ахметовский (XVI-XIV вв. до н. э.), Удобненский (XIV-XII вв. до н. э.), Бекешевский (XII-IX вв. до н. э.). Прикубанское населения поддерживало связь с носителями срубной культуры и через нее с культурами Центральной Европы. Также был контакт с Колхидской, Кобанской и Куро-Аракской культурами. Носителей Прикубанской культуры можно условно назвать протомеотами. Население Прикубанье стает известна древнегреческим историкам под именем меотов. Среди них упоминали синдов. А. Ашик утверждал об их индоарийском происхождении. С. Мельников-Разведенков потом поддержал эту гипотезу, как и П. Вяземский, Е. Савельев и П. Короленко. Такого же мнения был П. Кречмер. О. Трубачев считал синдов арийцами и нашел для них индоарийскую этимологию – sindhavas (речные жители). Он предполагал, что синдо-меоты это реликт индоарийского населения Кавказа, которое не двинулось на восток. Э. Берзин развил эту гипотезу, а Э. Берзин получил поддержку кавказоведа Г. Климова, который видел в этом объяснение присутствие индоарийских слов в абхазском языке. Гипотеза О. Трубачева нашла жесткую критику у ираниста Э. Грантовского. Кроме того, А. Шапошников считал синдо-меотов не реликтом индоарийцев и пришельцами с востока, конкретно из западной части Южного Кавказа переселились в первой четверти II тыс. до н. э. Этот исследователь был противником восточноевропейской локализации прародины индоевропейцев. Тезис о том, что синды и меоты это народы абхазско-адыгейской общности высказал впервые Л. Лопатинский. Он выводил этноним меоты от адыгейских слов mai jate (вонючее болото). Эту гипотезу поддержал П. Аутлев. Г. Турчанинов выводил этноним синды от абхазского шин (море). Н. Анфимов был уверен, что меоты это протоадыги. Ю. Крушкол высказала мнение об автохтонности синдов. Е. Алексеева указывала что корни адыгейцев уходят в эпоху бронзы Центрального и Северо-Западного Кавказа. М. Бондаренко считает синдов меотским племенем. В. Горончаровский и А. Иванчик считает, что вопрос о языке синдов являеться открытым. А. Новичихин считает, что синды были синкретичным в языковом отношении населением. И. Кругликова отмечала сильное эллинское влияние на синдов. Синды чеканили свою монету. Касательно же доспехов, то синды имели типы аналогичные скифским. В VI в. до н. э. ними начали править цари. Синды до боспорского царя Левкона занимали доминирующее положение среди меотских племен. Синды жили на Таманском полуострове и в районе Закубанья в районе современной Анапы. В классических греко-римских источниках подчеркиваеться, что синды издавна враждовали со скифами. Скифы совершали на беги на синдов и брали с них дань. Среди синдов было два лагеря – проэллинский и проскифский. Вождем проэллинского лагеря был Гекатей, а вождем проскифской партии Октамасад отец царевны Тиргата. Монеты синдских царей чеканились в Лабрисе (Семибратнем городище). Скифский бог Гойтосир у синдов носил имя Оман. Также у них существовал культ Великой Богини. Далее за синдами жили керкеты и тореты в районе Геленджика и Новороссийска. В. Миллер и Н. Онайко считали этнонимы керкеты и тореты иранскими. О. Трубачев и А. Шапошников считали этноним тореты происходящим от арийского tarika (береговой). Керкеты О. Трубачев считал греческим прозвищем торетов. Далее на юго-восток жили племена зихов, кизиков и скизов. На север от реки Фасис (Ингури) жили абшилы (предки абхазов). Далее на территории около Питиунта (Пицунды) жили племена санигов и гениохов. Зихи фиксировались в источниках как небольшое племя и соседи гениохов и ахеев. Этноним зихи этимологизируеться из адыгейского зы хэ (единый край). Абхазов же адыгейцы обозначали этнонимом азега. А. Берже и Л. Лавров считали, что санигов можно отождествить с черкесами племени жане. Возвышение зихов и абхазских племен абазгов и апсилов можно относить к первым векам нашей эры. Л. Лавров считал, что синды, меоты, керкеты, зихи, тореты, меоты это киммерийские племена. Когда же в науке возобладало мнение о иранской принадлежности киммерийцев, то он изменил свое мнение и считал эти племена предками адыгов и абхазов. Н. Анфимов указывал, что донские меоты под влиянием сарматов стали ираноязычными. Когда под давлением аорсов сарматские племена сираков были вынуждены инфильтрироваться в среду меотов, то сираки ассимилировались с меотами и утратили иранскую речь. Ряд исследователей истории киммерийцев выделяют среди них Кобяковскую культуру. И. Каменецкий сопоставляет ее с протомеотами. В периодизации меотской культуры Н. Анфимов выделил несколько этапов – раннемеотский (конец VII – начало IV в. до н. э.), среднемеотский (IV в. – первая половина I в. до н. э) и позднемеотско-сарматский (вторая половина I в. до н. э. – III в. н. э.). Последний период был характерен инфильтрацией сираков в меотскую среду. Городища донских меотов существовали в период с III в. до н. э. по III в. н. э. М. Ростовцев считал, что киммерийцы завоевали меотов, но восприняли их культуру и ассимилировались. Нужно отметить, что по описанию классических греко-латинских источников меоты это оседлые земледельцы. И. Каменецкий считал протомеотов киммерийцами. Местные меоты подверглись сильному эллинскому и сарматскому влиянию. С. Яценко и Н. Берлизов отмечали сарматизацию меотов. В вооружении меоты использовали оружие скифского, сарматского и эллинского образцов. Использовались копья, дротики, мечи, кинжалы, акинаки. Нужно отметить, что в Анатолию киммерийцы попали через восточное побережье Черного моря. Таким образом, они должны были проникнуть через владения протомеотов и Колхидской культуры. Я. Манандян предполагал вторжение киммерийцев через Меото-Колхидскую дорогу. Удар нанесеный киммерийцами по Колхиде зафиксирован археологическими исследованиями. Скифы же преследуя киммерийцев пошли другим путем. Скифы проникли на Южный Кавказ через Белореченский, Алагирский, Дарьяльский и Дербентский перевал пройдя через земли кобанцев и яллоутепинцев. Пройдя Белореченский перевал скифы вторглись в Колхиду. Колхиде дважды не повезло. Она была разорена и киммерийцами и скифами. Киммерийцы оставили после себя память в исторической памяти народов Южного Кавказа. В армянском языке Ска обозначает великана и исполина. В грузинском языке Гимир или Гмири имеет аналогичное значение. Большинство скифов прошло через Дербентский перевал и основала на востоке Южного Кавказа Скифское царство, которое позже обозначалось Сакасена в классических источниках, Ашкеназ в древнееврейских и Ишкуза в ассирийских источниках. После того как скифы были разбиты мидимйцами часть из них пришла в Восточную Европу и оставила в погребениях вещи южнокавказского и переднеазиатского происхождения. В эпоху похода Дария на скифов соседями меотов были уже не скифы, а савроматы.