Кызыл-кобинская культура. Тавры.
Спойлер (раскрыть)
Еще одним из интереснейших вопросом являеться происхождение тавров. С ними обычно связывают кызыл-кобинскую культуру в Горном Крыму. Ю. Готье и С. Стржелецкий видели в таврах потомков населения Крыма эпохи бронзы. М. Артамонов, В. Дьяков, В. Рыбалова видели в них фракийцев. А. Лесков видел корни культуры тавров в срубной культуре и собственно ее сабатиновском этапе. Кызыл-кобинская культура поддерживала отношения с культурами фракийского гальштатта и культурой ноа. О. Трубачев считал тавров индоариями, которые не ушли на восток. С киммерийцами связывали тавров С. Жебелев, Н. Пятышева, Г. Белов. С кавказскими народами проводили аналогии материальной культуры тавров А. Иессен и Е. Крупнов. Под давлением скифов во второй половины VI – начала V вв. до н. э. под напором скифов тавры были оттеснены в горы. Во время войны Дария со скифами тавры отказали скифским царям в помощи. На позднем этапе существования кызыл-кобинской культуры тавры активно взаимодействовали с эллинской колонией Херсонес, которая была основана в Тавриде. С появлением Позднескифского царства тавры постепенно ассимилируються скифами. Этот поздний этап датируеться IV-I вв. до н. э. Таврская культура была замкнутой и консервативной и как следствие отсталой по сравнению с соседями. Тавры поклонялись собакам и в целом их религия была анимизмом. Главным таврским божеством была Дева. Периодизация кызыл-кобинской культуры разработаная П. Шульцем, А. Лесковым, Х. Крис позволяет относить сложение культуры к концу II тыс. до н. э. Средний период относиться к периоду переходы от бронзы к раннему железному веку. Поздний период датирован VII-VI вв. до н. э. Позднейший этап датирован V-I вв. до н. э. Позже П. Шульц ограничил нижнюю дату кызыл-кобинской культуры Х в. до н. э. Он выделил период ранних тавров (X-VI вв. до н. э.), тавров средней поры (VI-II вв. до н. э.), поздних тавров (I-IV в. н. э.). Он уверен, что тавры дожили до Раннего Средневековья. А. Лесков отмечал, что формирование культуры тавров стоит относить к IX в. н. э., первый этап датирован VII-VI вв. до н. э., второй этап датирован VI-V вв. до н. э., третий этап – IV-I вв. до н. э. Х. Крис процесс сложения таврской культуры относила к IX-VIII вв. до н. э., а исчезновение культуры относила к VI-V вв. до н. э. В. Колотухин отмечает, что не зафиксировано сколь-нибудь значительного влияния культур Северного Кавказа на тавров. Генетически тавры связаны с населением Крыма эпохи бронзы для которой характерно многоваликовая керамика. Сложение киммерийской и таврской культур происходило паралельно и обе были индоевропейскими, правда тавры были связаны с оседлым компонентом срубников связанных с культурами фракийского гальштатта. Э. Кравченко делила период существования кызыл-кобинской культуры на старший дотаврский (вторая половина XI в. до н. – середина IX в. до н. э.), младший дотаврский период (середина IX в. до н. э. – середина VIII в. до н. э.), таврский период (середина VIII в. до н. э. – середина IV в. до н. э.) . Э. Кравченко считает, что наступление таврского периода связано с инновациями и культурно близкими таврам считает синдов из Предкавказья. Финал кызыл-кобинской культуры связан с покорением тавров скифами и формировании в Горном Крыму эллинизированной культуры скифо-таврского населения. Х. Крис считала, что до VII в. до н. э. Крым находился в культурной изоляцией. Со скифской экспансией в Крым приходят скифские и фракийские влияния. Тавры по ее мнению пришлое население, которое конфликтовало с кызыл-кобинцами. Она отрицала, что тавры были ветвью киммерийцев .