Братство мира Марии, или Капюшонники из Ле Пюи
«… когда Филипп правил как король Франции, а Гильом де Узес был епископом Нима, в том же году, когда был распространен мир Пресвятой Марии…» (подпись хартии Бернарда, сеньора Андузы, данной церкви Соммьера; датируется 1183 годом).
«Господь, вняв мольбам Своих бедняков, послал спасителем им не императора, не короля, не кого-либо из князей Церкви, но бедняка» (Ригорд, хронист).
«Эти люди дерзко отвергали всякое повиновение, и в ответ князья уничтожили секту». (Роберт Осерский, хронист)
Данная статья продолжает и дополняет лонгрид о первом поколении банд рутьеров во Франции конца XII – начала XIII веков. Мы пристально посмотрим на других участников этих событий, а именно, на крупнейшее из «братств мира», действовавшее в 1182-1184 годах. Сами они называли себя «братство мира Марии», а окружающие нарекли их Capuciati, то есть капюшонники (по форме носимой ими одежды). Всего за два года это военизированное социально-религиозное движение оставило по себе значительную память и след в текстах. Информации достаточно для того, чтобы в целом описать этот феномен, хотя некоторые вопросы до сих пор остаются дискуссионными. Но прежде чем перейти к самой истории капюшонников, остановимся на наших источниках. Дело в том, что хронисты дружно порицают рутьеров и ужасаются их бесчинствам, а к капюшонникам относятся по-разному. Их отношение строго зависит от того, когда они писали свои тексты, и застали ли они гибель этого необычного движения. Воспользуемся здесь в основном анализом источников Жоржа Дюби и Джона Франса. К сожалению, сами латинские тексты нам недоступны.
Основные авторы, рассказывающие о капюшонниках:
Жоффруа де Вижуа – монах монастыря святого Марциала в Лиможе, с 1178 года приор обители в Вижуа близ Брива. Его хроника повествует о событиях в Лимузене и Марше. Он много пишет о рутьерах и, соответственно, сообщает о капюшонниках. Конец движения Жоффруа не застал – умер в 1183 году. Относится к капюшонникам положительно.
2. Роберт де Ториньи – монах, затем аббат (с 1154 года) монастыря Мон-Сен-Мишель. Этот хронист пишет по горячим следам в 1182 году. Его информация мало чем отличается от данных Жоффруа де Вижуа. Он тоже не описывает конец капюшонников и относится к ним положительно.
3. Ригорд – монах аббатства Сен-Дени, автор «Деяния Филиппа Августа». Свой труд он, видимо, начал в 1186 году, а продолжал и переделывал его вплоть до начала XIII века. Этот текст панегирический по отношению к королю Франции, и в действиях рутьеров Ригорд обвиняет только Плантагенетов. И все же автор –выходец из Лангедока – хорошо понимает контекст происходящего. Возможно, он начал писать текст до того, как оказался в Сен-Дени в 1189 году. Ригорд относится к капюшонникам положительно. Любопытно, однако, что продолжатель его хроники Гильом ле Бретон умалчивает обо всем, что касается капюшонников. Судя по всему, это намеренно.
4. Свидетельства из сатирической «Библии» трубадура Гийо Провенского. Записи относятся к 1205-1210 годам, это первый подобный текст на романском языке. Гийо был уроженцем Шампани, бывал на юге Франции, а в 1184 году находился в Майнце при дворе Фридриха Барбароссы. Лет за 12 до начала работы над «Библией» Гийо вступил в клюнийский монашеский орден. Отношение к капюшонникам у него крайне отрицательное. Дюби считает этот текст отражением позиции рыцарства. Джон Франс отмечает, что сведения Гийо по капюшонникам столь ограниченны и носят характер комментариев разочарованного человека, что не ясно, как их использовать. Все авторы упоминают из этого источника только один сомнительный факт, о котором поговорим ниже.
5. Роберт Осерский – каноник из ордена премонстрантов, автор «Всеобщей истории». Хроника доходит до 1211 года, но не совсем ясно, когда ее начали писать, – вероятно, до 1202 года. Особенность этого текста – резкое изменение отношения к капюшонникам: относительно положительное в статьях за 1183 год и сугубо отрицательное в 1184 году.
6. Ланский Аноним – видимо, тоже премонстрант, возможно, родом из Англии. Его рассказ о событиях самый полный и, скорее всего, самый поздний. Хроника закончена, возможно, около 1218 года. Отношение автора к капюшонникам отрицательное, причем сразу, начиная со статей за 1182 год.
7. «Жеста о епископах Осерских». Авторов много. Сведения о движении капюшонников есть в двух местах: жизнеописании епископов Гильома Туси (1167-1181) и Гуго де Нуайе (1183-1206). Оба жизнеописания написаны канониками из Осера Фромондом и Евстахием соответственно. Из них более интересное второе. Оно датируется не ранее 1206 года – года смерти епископа Гуго. Отношение авторов к капюшонникам резко отрицательное.
8. Гервасий Кентерберийский – бенедиктинский монах. Начал писать свою «Хронику» в 1188 году и описывал в ней события с 1100 года и до своего времени. Автор умер в 1210 году. Он относится к капюшонникам положительно.
Предпосылки появления «братств мира»
К началу 80-х годов XII века Южная Франция была истерзана бесконечными конфликтами между Капетингами и Плантагенетами, Плантагенетами и Раймундидами (графами Тулузы), семейными конфликтами Плантагенетов, постоянными восстаниями местных баронов против Плантагенетов, противостоянием графа Тулузы и короля Арагона в Провансе. Особую остроту ситуации придавало активное использование всеми сторонами конфликта различных отрядов наемников-рутьеров, которые безжалостно грабили и убивали местное население, не щадя ни пола, ни возраста, ни социального статуса. Страдали от них не только миряне, но и церковь. На Третьем Латеранском соборе 1179 года Церковь сурово осудила наемников и их нанимателей, приравняв их к еретикам, отлучив от церкви и призвав всех верных к вооруженной борьбе с ними. По мнению историка Джона Франса двадцать седьмой канон собора фактически приравнял по статусу всех борющихся с рутьерами к крестоносцам. Их освободили от покаяния на два года и поставили под защиту Церкви. Де факто был провозглашен локальный крестовый поход.
Этот призыв возымел действие. В ответ на бесчинства наемников люди разного социального статуса стали организовывать «братства мира». Крупнейшим и первым из них и стали капюшонники. Эркюль Жеро – историк, еще в XIX веке описавший это братство, – сравнивает основателя движения с Жанной д`Арк. Это, конечно, романтическое преувеличение. Но несомненно другое: во многом этот феномен напоминал движение Божьего мира, действовавшее за век до этого. Это осознавалось и современниками: Роберт де Ториньи напрямую сравнивает эти события с 1031 годом, когда в Лиможе были прокляты враги мира.
Явление Девы Марии
Все началось в Ле Пюи-ан-Велле на Успение Богородицы 15 августа 1182 года. Человек низкого происхождения – ремесленник, скорее всего, плотник, отец двоих детей (эту деталь добавляет Жоффруа де Вижуа) – пришел к епископу Ле Пюи и заявил, что ему явилась Дева Мария (по версии – Ригорда сам Христос). Большинство источников (кроме Роберта Осерского) упоминают имя ремесленника: Дюран, или Петр Дюран, или Дюран дю Жарден. Итак, Царица Небесная велела Дюрану проповедовать мир, объединить людей против врагов мира и дала ему в качестве символа свое изображение: Богоматерь с младенцем Христом на руках и надпись «Agnus Dei, qui tolis peccata Mundi, dona nobis pacem» («Агнец Божий, искупивший грехи Мира, даруй нам мир»). Это были чуть измененные слова молитвы, которая произносится на мессе между освящением гостии и причастием: «Агнец Божий, искупивший грехи Мира, помилуй нас». Они были хорошо известны верующим, как мирянам, так и клирикам.
Впрочем, Ланский Аноним предлагает нам другую версию – рационалистическую, в плутовском стиле. 15 августа 1182 года, на Успение, в Ле Пюи проходила ярмарка, видимо, ежегодная, которую посещали и знатные люди. Праздник обогащал как сам город, так и собор. Но военные действия в регионе были помехой. Ярмарка захирела. И тогда один молодой изобретательный каноник задумал интригу. Он с другом воспользовался благочестием и глупостью некоего плотника Дюрана. Они разыграли перед простаком, молившимся в церкви, явление Пресвятой Девы (переодевшись в женщину и надев диадему с драгоценными камнями). Плут приказал Дюрану передать волю небес народу и епископу. Тот повиновался, но был в смущении, говорить не мог (по понятиям монаха Анонима, простой мирянин – «слабоумный»), и тут ему помог «случайно» оказавшийся там тот самый каноник. Каноник призвал к объединению и установлению мира, обличил насилие и тиранию. Тем, кто не захочет вступать братство, он грозил дурной и внезапной смертью. А всех противодействующих – «всех тех, кто не захочет носить капюшон и знаки» – будут преследовать «как врагов мира». Люди стали вступать в братство, по своей воле или насильно.
Большинство источников говорит нам, что епископ Ле Пюи Петр IV де Солиньяк (1159–1189) отнесся к словам визионера скептически, а князья и народ посмеялись над ним. Лишь Гервасий Кентерберийский, напротив, сообщает, что прелат был впечатлен и тайно придал Дюрану в помощь двенадцать верных «божьих людей». (Здесь прямая отсылка к Евангелию: Дюран как Иисус, помощники как апостолы).
Вне зависимости от первоначальной позиции епископа движение стало быстро расти. Как говорит нам Гервасий Кентерберийский, оно распространялось как лесной пожар, захватывая клириков и мирян, богатых и бедных. К Рождеству 1182 года в братстве состояло от четырехсот до пятисот человек. Затем их стало уже 5000, а значит, движение уже вышло за пределы города. На Пасху 1183 года капюшонникам уже «не было числа». Теперь с ними нельзя было не считаться. Основным районом действия капюшонников была Овернь с центром в городе Ле Пюи-ен-Веле. Но вскоре в соседних регионах по той же модели стали образовываться другие «братства мира». От Пуату и Бери до Прованса, от Осеруа до Гаскони. Термины Paciferi, Pacifici, Jurati появляются в текстах. Напрямую этого нет в источниках, но ясно, что это общее движение получило поддержку от церковных и светских властей.
Правила жизни «братства мира Марии»
«Братство мира Марии» объединяло представителей всех социальных слоев, о чем прямо свидетельствуют Роберт де Ториньи и Ригорд. Основу движения составляли горожане и рыцарство. Священники, монахи, женщины (в большей степени незамужние) могли также принять клятву, но учитывались отдельно. От них не требовалось ношение оружия и участие в битвах. Клирикам вменялось в обязанность молиться за членов братства. Капюшонники, естественно, в своей жизни ориентировались на евангельские ценности. Вступавший в братство начинал с того, что приносил покаяние. Наиболее подробно все правила описывает Ланский Аноним. Он, в частности, отмечает, что если один член братства случайно убьет другого, то родственники жертвы, тоже состоящие в братстве, должны были пригласить убийцу к себе, дать ему поцелуй мира и разделить с ним трапезу.
Форменная одежда братства состояла из белого капюшона из шерсти или льняной ткани и из оловянного символа с изображением Девы Марии с младенцем и надписью «Agnus Dei… (и далее)». Именно поэтому и появляется в источниках слово Capuciati («капюшонники») и словосочетание «белые капюшоны». Символ движения крепился на белую ленту ткани того же цвета, ниспадавшую на грудь и на спину, что напоминало омофор епископа. Форма покупалась членами братства за свои деньги. Белый цвет одеяний символизировал чистоту. Кроме того, мантии с капюшонами скрывали различия в одежде людей разного достатка и статуса: движение капюшонников было эгалитарным.
Тот самый символ капюшонников
Однако костяк членов братства был довольно состоятелен, иначе им бы не хватило денег на оружие и снаряжение. На Пятидесятницу полагалось платить взнос в 6 денье (Жоффруа де Вижуа) или в 12 денье (сведения Ланского Анонима). По сведениям последнего так за два месяца было собрано 400 тысяч ливров. Это, конечно, преувеличение – Аноним вообще склонен давать везде большие цифры. Касаясь темы денег, Гийом Провенский, обвиняет основателя движения Дюрана в воровстве. Якобы тот утаил 200 тысяч ливров. Думается, ему не следует верить – это прямая клевета. Для сравнения: в Нормандии в 1180 году свинья стоила 2 су 6 денье. В тогдашней системе 12 денье составляли один су, а 20 су – один ливр.
Члены братства подчинялись суровой дисциплине и запретам. В него не мог вступить азартный игрок.
Capuciati запрещалось:
● носить дорогую и бросающуюся в глаза одежду;
● носить ножи и кинжалы (возможно, имеется ввиду скрытное ношение оружия);
● посещать таверны;
● произносить ложные клятвы;
● сквернословить (специально оговаривался запрет на клятвы членами тела Христа, его Матери и святых, тем более теми, что ниже пояса).
Члены «братства мира Марии» должны были регулярно присутствовать на мессе, петь днем псалмы, участвовать в шествиях по праздникам и воскресеньям, облачаясь в белые капюшоны.
Благочестие и даже святость жизни членов братства отмечены в источниках. Сказано, что на могилах братьев, убитых рутьерами, стали происходить чудеса.
Военный и политический триумф капюшонников
Основным ареалом действия войск капюшонников были Овернь и Лимузен, но они воевали и к северу, в Берри. Лимузен и Овернь они в значительной степени очистили от банд рутьеров, особо бесчинствующих феодалов и просто разбойников. Ригорд также добавляет, что они принесли мир и во всю Готию. Здесь у него отсылка к уже не существующей политической реальности – маркизату Готии, в который входило тогдашнее графство Тулузсское и большая часть маркизата Прованс. Это огромная территория, и слова хрониста, скорее всего, преувеличение, если воспринимать описание буквально как зону боевых действий только капюшонников. Возможно, Ригорд суммирует действия нескольких братств мира. Однако политически это было возможно, о чем мы и поговорим ниже.
Посмотрим на основные события в 1183 году. Сначала «Братство мира» атаковало отряд рутьеров, находившийся в Шатонеф-сюр-Шер. Командовал рутьерами молодой Меркадьер, чье имя впервые появляется в источниках за год до этого. Однако «князь воров», как назвал его Жоффруа де Вижуа, оказался капюшонникам не по зубам. Он потрепал их в бою, совершил ловкий маневр и скрылся от преследования.
Крупнейшей победой капюшонников была резня при Дан-ле-Руа 20 июля 1183 года недалеко от города Бурж в Бери, где погибли наемники, называемые в источниках Palearii. Эта группа рутьеров, оказавшаяся в Лимузене с легкой руки Филиппа Августа, теперь (после распада коалиции, противостоявшей Ричарду Львиное Сердце в «войне братьев») отступала на север через Берри в сторону Бургундии то ли боясь мести герцога Аквитании, то ли убегая от капюшонников. Они были настигнуты «братством мира». Местный сеньор Эбль VII де Шарантон как раз принимал наемников у себя в Дан-ле-Руа, когда «миротворцы» потребовали их выдачи. Не желая связываться с братством, Эбль поступил коварно: убедил рутьеров, что выступит вслед за ними против их врагов, выпустил их за ворота, затем ворота закрыл. В итоге обескураженные Palearii были окружены и перебиты. Эти подробности сообщает нам Ланский Аноним, добавляя невероятное число погибших: 17 000. Более краткий и осторожный Жоффруа де Вижуа дает число 10 525. В любом случае, трупов рутьеров и сопровождавших их нонкомбатантов было столько, что пришлось складывать их в кучу и разжигать гигантский костёр. Историк Перрель предполагает, что наемников уничтожила целая коалиция из «миротворцев» Берри, Лимузена и Оверни. Это возможно, учитывая их численность, но капюшонники там точно были. В источниках есть словосочетание iuratos de Arvernis – «принесшие клятвы из Оверни», которое относится к ним.
Двадцать дней спустя в местечке Милло в Руэрге в засаду попал капитан рутьеров Курбаран, чье имя в источниках ассоциируется с Кербогой – противником крестоносцев Первого крестового похода. Жоффруа де Вижуа сообщает, что он был повешен вместе с пятьюстами сообщниками. Ланский Аноним дает цифру в 9000 человек, что невероятно, но добавляет, что голову Курбарана отвезли в Ле-Пюи, что косвенно указывает на то, что и тут победителями были именно «белые капюшоны». Еще через несколько дней в Шатонеф-сюр-Шер был убит капитан Раймонд ле Бран, и тоже «миротворцами», хотя не ясно точно, какими.
Так или иначе, капюшонники сыграли в этих событиях большую роль. В чем заключались причины их успеха? Это массовость движения, относительно хорошее вооружение, дисциплина, скрепленная религиозными обетами. Джон Франс замечает, что мы привыкли воспринимать наемников того времени как профессиональные отряды более позднего времени, например, Большую Каталонскую кампанию или кондотьеров времен сэра Джона Хоквуда, но это не совсем верно. Рутьеры этого времени куда менее организованы. С хорошим полководцем они могли за три дня взять неприступный замок Тайбур (1179 г.) или стоять насмерть в битве при Бувине (1214 г.), но могли быть разгромлены крестьянским ополчением (1173 г).
Можно себе представить, как через год после начала создания «братства мира Марии» на Успение 15 августа 1183 года в Ле Пюи капюшонники праздновали при большом стечении народа свой триумф. Энтузиазм капюшонников и представителей всех социальных статусов, возможно, повлиял и на большую политику. Вероятно, именно к этому времени относится замечание Ригорда, что капюшонники содействовали примирению графа Тулузы и короля Арагона. Это вершина деятельности движения «белых капюшонов». Но это было и началом конца.
Перерождение движения и падение «братства мира Марии»
В 1184 году, а возможно, и с конца 1183 года «братство мира Марии» поменяло свой характер. Из социально-религиозного движения крестоносного типа оно стало превращаться в антисеньориальное восстание. Сила капюшонников стала беспокоить баронов и рыцарство, которые, видимо, стали отходить от участия в нем. Выступив против всех возмутителей спокойствия, капюшонники противопоставили себя и всем князьям, нарушавшим мир. Теперь испуганные князья «уже не смели ничего требовать от своих людей» (Ланский Аноним). Жорж Дюби разъясняет: «Движение за мир незаметно принимало иной оборот: оно превращалось в движение против баналитетных налогов, сверхэксплуатации, всех попыток обессилившей сеньориальной власти извлечь побольше денег из своих прерогатив».
А вот взгляд из XIII века – это историограф осерских епископов Евстахий:
«Именно в Галлии произошло повальное увлечение, толкнувшее народ к мятежу, восстанию против властей. Доброе вначале, их дело стало делом Сатаны, обрядившегося в светлого ангела. Лига принесших присягу в Ле-Пюи — лишь дьявольское дело. Не стало больше ни страха, ни уважения к господам. Все старались завоевать свободу, говоря, что они ее унаследовали от первых людей, Адама и Евы, с самого дня творения. Как будто они не знают, что серваж стал карой за грехи! В результате не стало больше различия между великими и малыми, и возникла гибельная путаница, ведущая к разрушению установлений, кои довлели над нами по Божией воле и посредством земной власти».
Ответ властей не заставил себя ждать. Вскоре знаменитый капитан наемников провансалец Лобар, поклявшийся отомстить за своих коллег рутьеров, истребил большую часть капюшонников в битве при Порт де Берт. К сожалению, точная локализация и датировка места сражения представляет пока неразрешимую проблему. Возможно, Лобар разбил «братство мира Марии» в 1184. Так или иначе, основные военные силы капюшонников были уничтожены.
Кстати, как ни обидно, но о Лобаре, весьма яркой личности, точных сведений у нас очень мало. Известно, что в 1184 году наемник, кому бы он ни служил в «войне братьев», отступил в Прованс и принес присягу графу Тулузы Раймунду VI. Успел он послужить и Ричарду Львиное Сердце, но есть вероятность, что главным капитаном королевских наемников он стал лишь в 1196 году, а уже в 1198 его сменил на этом посту Меркадьер. Если хронист точен, то Лобар – единственный известный нам капитан наемников, действовавший намного позже 1185 года. Таким образом, он принадлежит сразу и первому и второму поколению рутьеров и воевал в течение 21 года.
Возвращаясь к капюшонникам, скажем, что Церковь тоже участвовала в подавлении «братств мира». У нас есть только информация по диоцезу Осера от Евстахия Осерского, но она подробная и красноречивая. Здесь против капюшонников выступил властный и воинственный епископ Гуго де Нуайе:
«Со множеством солдат он прибыл в епископский город Жи, зараженный этой чумой, схватил всех обнаруженных там «капюшонов», наложил на них денежные штрафы и отобрал их капюшоны. Затем, чтобы предать широкой огласке грехи сих дерзких и дабы неповадно было сервам восставать против сеньоров, он приказал выставлять их под открытым небом в течение целого года с обнаженной головой, в жару, в холод и во всякую пору ненастья. И все видели, как эти несчастные с непокрытой головой посреди полей жарились летом на солнце, а зимой дрожали от холода. Они провели бы так весь год, если бы дядя епископа, Ги, архиепископ Сансский, не сжалился и не добился для них сокращения срока наказания. Таким путем епископ избавил свои владения от этой фанатичной секты. Так же поступили и в прочих диоцезах, и, по Божьей милости, она исчезла полностью».
Так закончилась история «братства мира Марии».
Версия Джона Франса
Изложенная выше версия падения братств мира – классическая. Ее поддерживают А. Люшер, Ж. Перрель и Ж. Дюби. Однако дискуссия по поводу перерождения капюшонников не завершена. Против этой версии выступает Джон Франс, написавший на тему наемников и капюшонников три статьи, различающиеся, впрочем, лишь в деталях. Он не считает, что капюшонники стали антисеньориальным движением и критически относится к поздним враждебным источникам о них. Вкратце его аргументы таковы. Капюшонники – движение крестоносного типа, и действовали они строго в рамках решений Третьего Латеранского собора. Причиной поражения стало не изменение природы движения, а занятая им политическая позиция в большой игре сил региона. Франс обращает внимание на то место в повествовании Жоффруа де Вижуа, которое было неверно, по его мнению, проанализировано предшественниками. Речь о событиях октября 1183 года. Меркадьер, боровшийся с лигой аквитанских баронов, выступавших до того в «войне братьев» против его нанимателя Ричарда Львиное Сердце, совершил кровавый рейд на сеньора Аршамбо де Комборна. Капюшонники вновь выступили против нарушителя мира. И вновь неудачно – решительное столкновение так и не состоялось. Провансалец снова переманеврировал своих противников и успешно отступил. Именно этот эпизод Франс считает ключевым. Одно дело – истреблять ненанятых рутьеров, а другое – бороться с наемниками сюзерена территориального княжества. Капюшонники попали в категорию мятежников, вольно или невольно солидаризируясь с врагами герцога Аквитании. С этого момента движение «братств мира» было обречено. Оно утеряло поддержку светских и затем церковных властей, а затем, естественно, последовали поражения. Относительно действий Гуго де Нуайе, Франс замечает, что он был новоизбранным епископом, не участвовавшем в Третьем Латеранском соборе, а его предшественник, скорее всего, поддерживал капюшонников. Позиция Церкви в целом изменилась. Опасность от наемников уменьшилась, а южная ересь, все более интересовавшая прелатов, распространялась все шире. Близилось время Альбигойских войн. То есть на капюшонников спустили всех собак, включая хронистов.
Трудно сказать, кто из специалистов прав. Достаточно ли аргументов Джона Франса, чтобы частично отбросить сведения из половины источников? Однако обе версии причин падения капюшонников сходятся в одном – утрата поддержки со стороны властей привела к гибели «братств мира».
В заключение хочется сказать, что любопытная история этого движения заслуживает дальнейшего исследования и популяризации. Недавно, в 2019 году, вышла книга французского журналиста, уроженца того самого Ле Пюи-ен-Велле, Пьера Грамата «Капюшонники из Ле Пюи, или Феодальная революция». Вопреки моим первоначальным надеждам, это не монография, а исторический роман, судя по названию более близкий по концепции к классическому объяснению падения движения. Однако художественное произведение не обязано быть идеально историчным, оно должно увлекать и побуждать к дальнейшему поиску знаний. То, что благодаря роману французского автора об истории «братства мира Марии» узнает гораздо больше людей, можно только приветствовать.
Библиография
Hercules Géraud. Les Routiers au douzième siècle. In: Bibliothèque de l'école des chartes. 1842, tome 3. pp. 125-147
John France. Capuchins and Crusaders: Southern Gaule in the XII century./ Reading Medieval Studies,36 (2010), p. 77 – 93.
John France. Mercenaries and Capuchins in Southern France in Late Twelfth Century. / Shipping, Trade and Crusade in the Medieval Mediterranean. 2016. p. 289 – 317.
John France. Peoples against Mercenaries: Capuchins in Southern Gaul / Journal of Medieval Military History. VIII. 2010. p. 1 – 23.
Matthew Strickland. Henry the Young King. 2016.
Perrel J. Une révolution populaire au Moyen-Âge: le mouvement des Capuchonnés du Puy (1182-1184): in Cahiers de la Haute-Loire 1977, Le Puy-en-Velay, Cahiers de la Haute-Loire. 1977.
Steven Wayne Isaac. Down upon the fold: Mercenaries in the XII century. 1998.
Thomas. N. Bisson. The Crisis of the Twelfth Century. Power, Lordship and the Origins of the European Government. 2009
Ашиль Люшер. Французское общество времен Филиппа Августа. СПб. 1999.
Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления Средневекового общества о самом себе. М. 2000.
Филипп Контамин. Война в Средние века. СПб. 2001.