?Божьей милостью? ? так я назвала этот текст, посвящённый одной из наиболее известных личностей в истории ? первому великому инквизитору Томасу (Томазо) Торквемаде. Несомненно, Томас Торквемада сыграл свою мрачную роль в истории человечества, но история, как известно, не разделяет людей на гениев и злодеев. Она одинаково беспристрастно хранит имена как тех, чьё имя впоследствии сопровождалось словами ?бич божий?, так и тех, кто предварил своими великими открытиями и победами кардинальные перемены в жизни всего человечества. Поэтому думаю, что Томас Торквемада ? полноправный член нашей коллекции личностей, оставивших свой след в истории.
Спойлер (раскрыть)
Но начнём, как говорили ранее, ab ovo, то есть, с самого начала. Томас Торквемада родился в 1420 году в Вальядолиде (Кастилия, Испания), в семье участника Констанцского собора, доминиканца Иоанна Торквемады, активно содействовавшему в ходе собора осуждению Яна Гуса. Дядя Томаса Торквемады, Хуан де Торквемада, дослужившийся в Католической Церкви до сана кардинала, был крещёным евреем, что говорит о том, что у самого будущего великого инквизитора, жестоко преследовавшего крещёных евреев, были иудейские корни. Однажды один из слуг Торвемады сказал ему, что его бабушка Инес была крещёной еврейкой, или, как тогда говорили в Испании, ?conversо?.
До вступления в Доминиканский орден в возрасте 31 года, получивший хорошее церковное образование Торквемада, путешествовал по Испании, и, как утверждает молва, не чурался любовных интрижек. Однако членство в ордене радикально изменило его. Будучи одарённым от природы, Томас Торквемада обладал не только хорошим образованием, но и неплохими ораторскими данными, что позволяло ему увлекать и вести за собой людей. Это качество принесло будущему великому инквизитору известность в католической Испании, в результате чего в обычных монахах он не задержался, став вскорости приором монастыря Святого Креста в Сеговии.
Географическое местоположение Сеговии, расположенной неподалёку от городка Аревало, в котором воспитывалась подрастающая Кастильская инфанта Изабелла, решило дальнейшую судьбу Торквемады. Фанатичная католичка, мать инфанты Изабелла Португальская воспитывала дочь в строгости, обусловленной соблюдением целого сонма требований Святой Церкви. Посещая с дочерью монастырь Святого Креста, Изабелла Португальская, мрачная и суровая дама, обратила внимание на красноречивого приора, и решила, что лучшего духовника для дочери не найти. И Торквемада стал не только духовным наставником, но и советником и ближайшим наперсником инфанты Изабеллы, оказавшим значительное влияние на без того помешанную на религии под влиянием матери Изабеллу. Со своей стороны Торквемада всегда принимал живейшее участие в судьбе Изабеллы, взяв на себя хлопоты даже по устроению её брака с Фердинандом II Арагонским.
Надо сказать, что Фердинанд II, прозванный Католиком, будучи королём Кастилии, также попал под влияние красноречивого духовника своей венценосной супруги. Таким образом, политика Испании на ближайшие годы в немалой степени зависела от Томаса Торквемады. Однако следует упомянуть, что за почти сорокалетнее царствование Фердинанда Католика и его благочестивой супруги Испания не только была объединена положением конца реконкисте, но и получила значительное влияние в европейской политике, благодаря возросшему могуществу. Кстати, к мнению духовника и советника Кастильских государей Томаса Торквемады прислушивался и сам Папа Римский Сикст IV, утвердивший его в должности великого инквизитора.
Правда, в последствии, как утверждают историки, Папе пришлось сожалеть об этом решении, поскольку Ватикан захлестнул поток жалоб на бесчинства и жестокости великого инквизитора. Но сожаление Папы никаким образом не сказалось на деятельности самой инквизиции, бывшей в то время одной из самых могущественных организаций. Свою деятельность на посту великого инквизитора Томас Торквемада начал с очищения страны от ?неверных?, каковых в средневековой Испании было предостаточно. Так, по свидетельствам источников тех времён, на шестнадцатимиллионное население Испании приходилось до трёх миллионов мавров-мусульман и около миллиона евреев. И те, и другие не были самыми бедными в средневековой Испании, и закон, отторгавший имущество еретиков в пользу Святой Церкви, стал для них роковым. Более того, еретики, покаявшиеся в течение месяца с момента создания в их городе трибунала инквизиции, прощались и принимались в лоно Святой Церкви, но не безвозмездно. Большая часть их имущества всё равно отходила Церкви. Альтернатива у четырёх миллионов ?неверных? была не самая привлекательная, им приходилось выбирать между костром и официально узаконенным ограблением. Десять процентов имущества еретиков, обещанные доносчикам, делали из иноверцев весьма привлекательную мишень для простодушных, но корыстных жителей Испании.
Понятно, что в таких условиях, как мусульмане, так и евреи предпочли бежать из ставшего недобрым отечества. Дело довершил указ, изданный королевской четой в 1492 году, повелевавший евреям принять католичество или покинуть пределы страны. Но вернёмся к великой инквизиции. Методы работы трибуналов ?святых отцов? хорошо известны начитанному читателю, и в наше время слово ?инквизиция? имеет нарицательное значение для обозначения бессмысленной жестокости и бесчеловечности религиозного фанатизма. В январе 1481 года Севилья стала свидетелем первого костра инквизиции. Аутодафе над шестью иноверцами ? марранами открыло мрачную цепь казней, вина за которые останется на совести Католической Церкви. Уже через месяц работы инквизиции папа Сикст IV потребовал прекратить казни. Тем не менее, по совету Торквемады послушные ему Кастильские государи направили папе письмо, в котором вежливо советовали Его Святейшеству знать свой шесток и не вмешиваться в дела Испании. Инквизиция продолжила кровавые разборки. В последующие триста лет только в Испании было казнено более тридцати тысяч человек. А, когда влияние святой инквизиции распространилось на всю Европу, и даже на Новый Свет, охота на ведьм стала причиной мученической гибели более миллиона ?еретиков?. Томас Торквемада ? инициатор и основатель святой инквизиторы, её великий инквизитор, по праву считается главным виновником происшедшего.
Жертвами святой инквизиции становились не только иноверцы и ?еретики?, Торквемада подверг трибуналу и двух епископов Католической Церкви, посмевших жаловаться Папе Римскому на бесчинства великого инквизитора. И только папе Александру VI из итальянской семьи Борджиа известному своим разнузданным развратом, удалось уговорить Фердинанда Католика умерить аппетиты разошедшегося не в меру ревнителя веры. Под предлогом преклонного возраста великого инквизитора, король назначил четырёх генерал-инквизиторов, наделённых правом обжаловать решения Торквемады. Оскорблённый духовник королевской четы отказал монархам в праве лицезреть его. И только, уже находясь при смерти, принял свою духовную дочь, королеву Изабеллу.
Томас Торквемада умер 16 сентября 1498 года, проклятый миллионами человек, отправленных им и его подручными на пытки и костёр, но основанная им святая инквизиция ещё более двухсот лет оставалась пугалом для всей Европы. По свидетельствам современников, Торквемада никогда не участвовал лично в пытках, и не наблюдал аутодафе. Он только отдавал распоряжения, остальное выполняли его подручные. Торквемада был аскетом, ходил в грубой рясе, ел очень простую пищу, ограничивал себя во всём, много постился и молился. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что этот страшный человек действительно верил в то, что делает. Обрекая людей на мучительную смерть, он считал, что спасает их души. Это, конечно, ни в коей мере не оправдывает Торквемаду, но лишний раз свидетельствует об опасности религиозного фанатизма. Католическая Испания, к вящей радости монархов, очищенная от ?иноверцев и инородцев?, породила страшное зло, поразившее половину тогдашнего цивилизованного мира ? святую инквизицию. Но, думаю, что не будь патологически фанатичного потомка крещёной еврейки Томаса Торквемады, нашёлся бы другой воплотитель бредовой идеи. Ведь известно, что спрос рождает предложение?
До вступления в Доминиканский орден в возрасте 31 года, получивший хорошее церковное образование Торквемада, путешествовал по Испании, и, как утверждает молва, не чурался любовных интрижек. Однако членство в ордене радикально изменило его. Будучи одарённым от природы, Томас Торквемада обладал не только хорошим образованием, но и неплохими ораторскими данными, что позволяло ему увлекать и вести за собой людей. Это качество принесло будущему великому инквизитору известность в католической Испании, в результате чего в обычных монахах он не задержался, став вскорости приором монастыря Святого Креста в Сеговии.
Географическое местоположение Сеговии, расположенной неподалёку от городка Аревало, в котором воспитывалась подрастающая Кастильская инфанта Изабелла, решило дальнейшую судьбу Торквемады. Фанатичная католичка, мать инфанты Изабелла Португальская воспитывала дочь в строгости, обусловленной соблюдением целого сонма требований Святой Церкви. Посещая с дочерью монастырь Святого Креста, Изабелла Португальская, мрачная и суровая дама, обратила внимание на красноречивого приора, и решила, что лучшего духовника для дочери не найти. И Торквемада стал не только духовным наставником, но и советником и ближайшим наперсником инфанты Изабеллы, оказавшим значительное влияние на без того помешанную на религии под влиянием матери Изабеллу. Со своей стороны Торквемада всегда принимал живейшее участие в судьбе Изабеллы, взяв на себя хлопоты даже по устроению её брака с Фердинандом II Арагонским.
Надо сказать, что Фердинанд II, прозванный Католиком, будучи королём Кастилии, также попал под влияние красноречивого духовника своей венценосной супруги. Таким образом, политика Испании на ближайшие годы в немалой степени зависела от Томаса Торквемады. Однако следует упомянуть, что за почти сорокалетнее царствование Фердинанда Католика и его благочестивой супруги Испания не только была объединена положением конца реконкисте, но и получила значительное влияние в европейской политике, благодаря возросшему могуществу. Кстати, к мнению духовника и советника Кастильских государей Томаса Торквемады прислушивался и сам Папа Римский Сикст IV, утвердивший его в должности великого инквизитора.
Правда, в последствии, как утверждают историки, Папе пришлось сожалеть об этом решении, поскольку Ватикан захлестнул поток жалоб на бесчинства и жестокости великого инквизитора. Но сожаление Папы никаким образом не сказалось на деятельности самой инквизиции, бывшей в то время одной из самых могущественных организаций. Свою деятельность на посту великого инквизитора Томас Торквемада начал с очищения страны от ?неверных?, каковых в средневековой Испании было предостаточно. Так, по свидетельствам источников тех времён, на шестнадцатимиллионное население Испании приходилось до трёх миллионов мавров-мусульман и около миллиона евреев. И те, и другие не были самыми бедными в средневековой Испании, и закон, отторгавший имущество еретиков в пользу Святой Церкви, стал для них роковым. Более того, еретики, покаявшиеся в течение месяца с момента создания в их городе трибунала инквизиции, прощались и принимались в лоно Святой Церкви, но не безвозмездно. Большая часть их имущества всё равно отходила Церкви. Альтернатива у четырёх миллионов ?неверных? была не самая привлекательная, им приходилось выбирать между костром и официально узаконенным ограблением. Десять процентов имущества еретиков, обещанные доносчикам, делали из иноверцев весьма привлекательную мишень для простодушных, но корыстных жителей Испании.
Понятно, что в таких условиях, как мусульмане, так и евреи предпочли бежать из ставшего недобрым отечества. Дело довершил указ, изданный королевской четой в 1492 году, повелевавший евреям принять католичество или покинуть пределы страны. Но вернёмся к великой инквизиции. Методы работы трибуналов ?святых отцов? хорошо известны начитанному читателю, и в наше время слово ?инквизиция? имеет нарицательное значение для обозначения бессмысленной жестокости и бесчеловечности религиозного фанатизма. В январе 1481 года Севилья стала свидетелем первого костра инквизиции. Аутодафе над шестью иноверцами ? марранами открыло мрачную цепь казней, вина за которые останется на совести Католической Церкви. Уже через месяц работы инквизиции папа Сикст IV потребовал прекратить казни. Тем не менее, по совету Торквемады послушные ему Кастильские государи направили папе письмо, в котором вежливо советовали Его Святейшеству знать свой шесток и не вмешиваться в дела Испании. Инквизиция продолжила кровавые разборки. В последующие триста лет только в Испании было казнено более тридцати тысяч человек. А, когда влияние святой инквизиции распространилось на всю Европу, и даже на Новый Свет, охота на ведьм стала причиной мученической гибели более миллиона ?еретиков?. Томас Торквемада ? инициатор и основатель святой инквизиторы, её великий инквизитор, по праву считается главным виновником происшедшего.
Жертвами святой инквизиции становились не только иноверцы и ?еретики?, Торквемада подверг трибуналу и двух епископов Католической Церкви, посмевших жаловаться Папе Римскому на бесчинства великого инквизитора. И только папе Александру VI из итальянской семьи Борджиа известному своим разнузданным развратом, удалось уговорить Фердинанда Католика умерить аппетиты разошедшегося не в меру ревнителя веры. Под предлогом преклонного возраста великого инквизитора, король назначил четырёх генерал-инквизиторов, наделённых правом обжаловать решения Торквемады. Оскорблённый духовник королевской четы отказал монархам в праве лицезреть его. И только, уже находясь при смерти, принял свою духовную дочь, королеву Изабеллу.
Томас Торквемада умер 16 сентября 1498 года, проклятый миллионами человек, отправленных им и его подручными на пытки и костёр, но основанная им святая инквизиция ещё более двухсот лет оставалась пугалом для всей Европы. По свидетельствам современников, Торквемада никогда не участвовал лично в пытках, и не наблюдал аутодафе. Он только отдавал распоряжения, остальное выполняли его подручные. Торквемада был аскетом, ходил в грубой рясе, ел очень простую пищу, ограничивал себя во всём, много постился и молился. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что этот страшный человек действительно верил в то, что делает. Обрекая людей на мучительную смерть, он считал, что спасает их души. Это, конечно, ни в коей мере не оправдывает Торквемаду, но лишний раз свидетельствует об опасности религиозного фанатизма. Католическая Испания, к вящей радости монархов, очищенная от ?иноверцев и инородцев?, породила страшное зло, поразившее половину тогдашнего цивилизованного мира ? святую инквизицию. Но, думаю, что не будь патологически фанатичного потомка крещёной еврейки Томаса Торквемады, нашёлся бы другой воплотитель бредовой идеи. Ведь известно, что спрос рождает предложение?
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь