"Поле знамени полностью красное, за исключением концов хвоста, которые светло-голубые (вверху) и тёмно-синие (внизу); края и все элементы выполнены золотом, за исключением кремней и переплетённого кружева вокруг креста, которые чёрные. Кайма чередуется светло-голубым и тёмно-синим цветами. 115d изображает ещё один вариант кавалерийского знамени с 'святыми' символами из рисунка Шиллинга сражения при Грансоне.
115e — это знамя Бургундии, которое встречается в самых разнообразных формах и размерах среди зафиксированной швейцарской добычи; десятки таких знамен были захвачены. Оно разделено на четыре части, где первый и четвёртый сектора изображают Новую Бургундию (лазурь, покрытая лилиями золотом, в обрамлении из чередующихся красных и серебряных элементов); второй — Старую Бургундию (шесть полос лазури и золота, в обрамлении красного) в сочетании с Брабантом (чёрный фон с золотым львом, вооружённым и с высунутым красным языком); а третий — Старую Бургундию в сочетании с Лимбургом (серебряный фон с красным львом, коронованным и вооружённым золотом). На всём знамени размещён центральный щит Фландрии (золотой фон с чёрным львом, вооружённым и с высунутым красным языком). Фландрия была добавлена в бургундские владения Жаном Бесстрашным (ум. в 1419 году), Лимбург и Брабант — Филиппом Добрым, отцом Карла Смелого, при жизни которого Карл носил этот герб с серебряной меткой в три конца поверх всего."
115f и 115g — это, вероятно, примеры пехотных знамен, оба захвачены при Грансоне. Первое знамя — красное с белым крестом, золотыми кремнями и пламенем, в то время как второе — синее с золотыми краями и всей декорацией. Хотя оба имеют закруглённую форму, Шиллинг изображает пехотные знамёна, которые, скорее, около 4 футов в длину и имеют квадратную форму. Символ кремня и кремнёвого кресала, часто встречающийся на этих знамёнах, был впервые принят после захвата графа Невера при Никополе в 1396 году и был возрождён Филиппом Добрым в 1421 году.
115h — это редкий пример индивидуального знамени компании. Вероятно, заимствуя более раннюю практику Карла VII Французского (см. прим. 53m), указ 1473 года предписывал каждому капитану (conducteur) носить свой собственный флаг, отличающийся дизайном и цветом. Их начальники эскадрилий (chefs d'escadre) должны были иметь корнеты того же дизайна, но с одним до четырёх букв "C", обозначающих эскадрон. Их начальники залов (chefs de chambre) в свою очередь носили бандероли (длинные узкие вымпелы, как показано на рисунке 120a) того же дизайна на своих шлемах. Эти бандероли нумеровались от CI до CIV, или от CCI до CCIV и так далее. Хотя изображённое здесь знамя, похоже, не полностью соответствует этим правилам, номер компании, эскадрона или зала "III" явно виден, вышитый золотом, как и кремень, кресала, крест и пламя. Это знамя также является хорошим примером, наряду с 115i и 115j, флага, разделённого горизонтально на 2 или 3 цвета, что было довольно распространённой практикой. 115h — белый над синим, 115i (захвачен при Эрикуре) — синий/белый/синий, а 115j — синий над красным. Другие комбинации синего, красного и белого можно найти в картинах Шиллинга.
115k — это лишь один из многих примеров савойских флагов, захваченных швейцарцами. Этот конкретный пример — красный с белым крестом и зелёной бахромой, переходящей в красный на концах перекладин креста. На картине Шиллинга о Грансоне изображён савойский кавалерийский отряд с небольшим, почти квадратным красным знаменем с белым крестом. Другие савойские флаги были белыми с красным крестом, тогда как некоторые следовали бургундским образцам, указанным выше, с рваными крестами, святыми и другими бургундскими символами.
115l — это знамя низменного отряда (Lowland contingent) на службе Бургундии, что подтверждается фламандским девизом "euw plaisy" ("en votre plaisir" — на ваше усмотрение), вышитым золотом на синем фоне с коричневым крестом; это знамя было захвачено при Эрикуре в 1474 году. Многие похожие простые знамёна, часто содержащие только крест, изображены в источниках.
**115m и 115n** — это два гильдейских флага, которые использовались коммунальными войсками из Нидерландов не только во время Бургундских войн, но и на протяжении всего этого периода. Они происходят из того же источника, что и фигура 111, и, вероятно, принадлежат гильдиям золотых дел мастеров и каменщиков. Каждая гильдия, по-видимому, носила своё основное знамя, а также ряд меньших вымпелов для своих подразделений. Цвета значительно варьировались от города к городу, но разнообразные эмблемы обычно выполнялись золотом или серебром (или их эквивалентами: жёлтым и белым).
**116. Французский лучник, вторая половина XV века**
Эта фигура взята из иллюстрации в "Хрониках Карла VII" около 1480 года, изображающей атаку Луи, Дофина Франции, в 1443 году на деревянный форт, построенный Тальботом годом ранее для угрозы Дьепу. Лучник носит сюрко с вышитым крестом поверх туники с плиссированной юбкой и рукавами-фонариками. Арбалетчики на картине экипированы схожим образом, хотя некоторые носят нагрудники (плакарды) и фалды (защиту для нижней части туловища). Сюрко, которое носили не все изображённые фигуры, вероятно, является тем самым "мундиром", который упоминается как используемый ордонансовыми войсками. Например, Коммин пишет, что в 1465 году ордонансовые лучники носили "золотом вышитые мундиры".
*Хотя швейцарские записи утверждают, что такие флаги принадлежали Савойе, более вероятно, что они на самом деле принадлежали английским или итальянским войскам Карла Смелого.*
**117. Французский капитан лучников, 1480 год**
Это Уильям Мэй, капитан шотландской гвардии короля (Garde Ecossaise du Corps du Roi) к концу правления Людовика XI. Интересно отметить, что он носит функциональную бригантину с вышитым белым крестом вместо одного из богатых униформ, описанных в примечании 52. Наплечники его брони, крепящиеся при помощи шнурков (аигюль или армирующих точек), также, вероятно, сделаны из элементов бригантины, как и его налокотники. Также обратите внимание на его стальное кольчужное горжетное защитное устройство (mail standard) и шлем типа армет. Стрельба из длинного лука в такой тяжелой броне, особенно на руках, вероятно, была чрезвычайно изнурительной!
**118. Французский арбалетчик, вторая половина XV века**
Эта фигура взята из манускрипта времён правления Людовика XI (1461–1483) и даёт более чёткое представление о ручной лебёдке или мулинете, описанных и изображённых в использовании на фигуре 45. Его шлем — простая форма салета с едва приподнятым "хвостом". Единственная другая броня включает наленники (poleyns), закреплённые ремнями на его коленях, и кольчужное горжетное защитное устройство, которое, предположительно, является частью какой-то армирующей дублётки, носимой под его разрезной туникой. Небольшой изогнутый щит, который он носит на спине с помощью ремня (guige-strap), представляет собой развитие типа, изображённого на фигуре 8a. Павез, описанный ранее, практически вышел из употребления почти повсюду к концу XV века (хотя полностью он исчез только к XVI веку).
**119. Французский пехотинец, вторая половина XV века**
К середине XV века пехотинцы практически полностью отказались от больших щитов; из используемых остались в основном баклеры или тарчи, а крупные щиты применялись только при осадах. Тем не менее, броня пехотинцев к тому времени стала довольно полной, как это характерно для описанного здесь. Современные источники показывают пехотинцев, одетых в различные комбинации, или даже во все из следующего: салет, кольчужный капюшон, акетон, короткую кольчугу (haubergeon), полнотелую пластинчатую броню, нагрудник (plackart), налокотники, наленники, защиту рук, перчатки, сабатоны и защиту ног (leg-harness). Однако наблюдалась общая тенденция к минимальной или полной отмене брони на ногах и ступнях. Часто поверх брони носили тунику, пальто или сюрко, а меховая шапка гражданского стиля, как на фигуре 54, заменила шлем в большом количестве французских, швейцарских, немецких и английских источников. Такие шапки красили в яркие цвета (особенно красный) или оставляли натурального цвета — серого, коричневого или чёрного. Французские манускрипты того периода также показывают солдат в перчатках, обычно белого или светло-жёлтого цветов.
Оружием был "lance à pousser" (немецкий Ahlspiess) — длинный шип с гардой ронделя, установленный на древке длиной 4–5 футов. Другими популярными древковыми оружиями позднего XV века были "бычий язык" (langue de boeuf, 119a) и алебарда (1196). "Бычий язык" имел древко длиной 4–6 футов и центральное ребро на своём клинке, напоминающем кинжал. Это оружие было особенно распространено среди французов, которые явно предпочитали более короткие рукояти.
**120. Французский тяжеловооружённый воин, ок. 1480 года**
Изображённая броня довольно типична для поздних XV века во французских источниках. Верхние части кирасы и спинной пластины покрыты тканью или бархатом, а руки здесь оставлены без защиты, за исключением латных перчаток. Однако существуют изображения, на которых латные наплечники и защита рук носились вместе с такой тканевой бронёй. В некоторых случаях тканевое покрытие представляло собой элементы бригантины. Некоторые воины носили короткую кольчугу с короткими рукавами под латами и часто отказывались от наплечников и набедренной брони в её пользу. Нагрудник (plackart) почти всегда использовался, обычно закрепляясь ремнём с пряжкой к верхней кирасе или горжету, а иногда крепился заклёпками. Щиты всё ещё иногда изображались в руках у всадников на современных иллюстрациях, но фактически почти вышли из употребления.
**120a** — На другой иллюстрации из того же источника изображён армет с бандеролью, которые часто носили командиры и офицеры в то время (см. также примечание 115h).
**121. Французский кустильер, XV век**
Хотя кустильеры неоднократно упоминаются в источниках XV века, их снаряжение редко описывается. Однако указ Карла Смелого от 1471 года сообщает, что бургундские кустильеры были вооружены мечом средней длины, двулезвийным кинжалом длиной 12 дюймов и "хорошим метательным копьём". Другие источники также указывают, что основным оружием кустильеров было копьё или лёгкое древковое оружие, вероятно, "ланцгэ" (lancegay) (см. примечание 88).
Эта фигура взята из "Vigiles de Charles VII" 1484 года и, несомненно, представляет кустильера из Компаний ордонансов, впервые основанных во Франции в 1445 году. Он носит красное сюрко с белым крестом, салет, кольчужный корсет, по-видимому, без рукавов, и латные поножи. Некоторые конные лучники были одеты схожим образом, и, по мнению одного из авторитетных источников, конные лучники французских копий иногда использовались как лёгкая кавалерия с копьями (вероятно, в роли курьеров — см. примечание 127). Кустильеры, возможно, выполняли схожую роль, но, скорее всего, сражались вместе с (или, точнее, непосредственно позади) тяжеловооружённых воинов.