В 1911 году Эдвард Кёртис решил создать фильм о кваквакэвакв – индейцах, более известных под названием квакиутл. Его фильм, как и фотографии в целом, изображают индейцев в своеобразной, живописной манере: не так, как они выглядели во время съёмок, а как выглядели бы во времена своих родителей и бабушек с дедушками.
Кёртис был знаком с территорией, где проживали квакиутли, и сделал сотни фотографий людей северо-западного побережья. Вместе с собой он носил набор реквизитов и париков, чтобы сделать из индейца XX века собственный романтический идеал индейца из славного прошлого его народа.
Фильм «В краю охотников за головами» был выпущен в 1914 году и вскоре после этого о нем забыли и он был утерян из поля зрения вплоть до 1947 года, когда пленку подарили Филдовскому музею естественной истории в Чикаго. Когда Джордж Куимби покинул этот музей, то взял с собой копию фильма и в 1973 году вместе с Биллом Холмом восстановил его. Они убрали поврежденные части пленки и добавили саундтрек из диалогов и песен. При этом саундтрек озвучивали трое снимавшихся в фильме актера и восемь родственников других актеров, участвовавших в съемке.
Было отмечено, что сам фильм представляет интерес для нынешних исследователей по трем пунктам:
- в нём снимались актеры кваквакэвакв;
- здесь запечатлены церемонии коренных народов, что представляет собой этнографический интерес;
- и пониманием Кёртиса желания не индейской публики увидеть фильм-мелодраму.
Несмотря на то, что звуковое сопровождение восстановленного фильма далеко от «антропологической точности», следует отметить, что оно вписывается в концепцию создания оригинального фильма. Словами Кёртиса в проспекте компании Continental Film Company (основанной самим Кёртисом и ещё несколькими бизнесменами из Сиэтла) так объясняется его подход к созданию фильма:
«Могут возникнуть вопросы должна ли в документальном материале присутствовать интригующая, но ложная картинка. По мнению г-на Кёртиса в реальной жизни индейцев параллельно существуют и эмоции, помогающие реализовать все замыслы и придающие картине необходимую искреннюю заинтересованность. В связи с этим очень важно принимать в расчет мыслительные процессы индейца и [одновременно] запечатлеть его уникальный костюм… Во время подобных съёмок нужно тщательно передавать правдивый сюжет, церемония должна быть запечатлена верно и, что превыше всего, костюмы должны быть точными».
Для того, чтобы верно передавать как церемонии и костюмы, так и «мыслительный процесс индейцы» Кёртису был необходим помощник из числа местных аборигенов.
Когда Кёртис, намереваясь снять фильм, прибыл в Викторию в 1911 году, репутация Джорджа Ханта привлекла внимание режиссера и он решил нанять его.
Джордж Хант родился в Форт-Руперте на острове Ванкувер в 1854 г. Он был сыном знатной индианки народа тлинкит и торговца Гудзонова залива. Он прекрасно знал и понимал культуру и традиции квакиутл.
За три года до самих съемок Хант был задействован в различных сферах: в 1911-1912 гг. он работал с помощником Кёртиса Уильямом Майерсом, записывая историю и традиции для 10 тома альбома «Североамериканские индейцы», обеспечив, тем самым, этнографический фундамент для будущего фильма; в 1913-1914 гг.
Хант собирал реквизиты для фильма и фотографировал возможные места для проведения съемок. Среди собранных Хантом предметов встречаются старые церемониальные костюмы и маски. Так, Хант отобрал для фильма 21 маску и бесчисленное количество одеял, накидок, прочих одеяний, а также шейные кольца, сделанные из коры кедра. Часть этих предметов сейчас хранится в музее естествознания и культуры им. Бёрке Вашингтонского университета.
Хант также нанял и многих актеров и актрис, в том числе и своего сына Стенли, сыгравшего одну из важных ролей в фильме. Актерам не главных ролей выплачивалось по 50 центов ежедневно. Кёртиса это все устраивало – актеры были талантливыми, привлекательными да к тому же и слушались указаний Ханта.
Билл Холм и Глория Гранмер Вебстер сообщают, что актерам понравилось участвовать в съемках. И не только потому, что им было весело, но ещё и из-за того, что Кёртис платил им за ту деятельность перед камерой, за которую в противном случае по канадским законам им грозила бы тюрьма.
Помимо сбора реквизита, Хант также отвечал за наем и выступал в качестве бухгалтера и помощника режиссера. Холм и Куимби заявляют, что Хант не только обеспечил Кёртиса информацией, ставшей фундаментом фильма, но также обеспечил фильм большей частью текста и служил переводчиком. Фотограф Эдмунд Швинке запечатлел важную роль Ханта во время съемок картины – на двух фотографиях Кёртис стоит за камерой, а рядом с ним управляет действиями актеров с мегафоном в руках сам Хант.
Кёртис заявлял, что не возможно было заставить актеров носить маски, если те не были их наследственной привилегией. Так что знание Ханта об актерах и их наследственных правах было решающим для режиссера. Лишь индеец со знанием традиционных церемоний и образа жизни аборигенов мог организовать съемки того, что планировал Кёртис.
Фильм «В краю охотников за головами», конечно, содержит элементы художественного кино, одно название чего стоит, однако нужно понимать, что конечный результат прошел экспертизу настоящего знатока традиций квакиутлей – Джорджа Ханта.
В декабре 1914 года фильм был показан в кинотеатрах: сначала в Нью-Йорке, затем в Сиэтле. Он был хорошо встречен критикой. Так, в статье «The Art of the Moving Picture» (1915 г.) знаменитый поэт Вейчел Линдсей назвал фильм «высшим достижением искусства, где местные прямо отлиты в бронзе».
Успех фильму, хотя и короткий, был гарантирован по большей частью тем, что он был выполнен в изобретенном Кёртисом стиле романтической мелодрамы. В фильме индейцы были показаны со всеми ожидаемыми в тот период от «других» признаками, стереотипами: охотники за головами, война, церемонии с изысканными ритуальными костюмами, злодеем, героем и любовью.
Сегодня на драматическую сюжетную линию уже особо и не обращают внимание, прощая Кёртису эти отступления. Сейчас этот фильм ценят за этнографический материал – за маски и костюмы и за документирования того, как с ними обращались.
Следует также отметить, что фильм Кёртиса был первой картиной о коренных народах северо-западного побережья
Источник