Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
Армия Русского государства 16-17 го веков.
Художник Максим Борисов.
Подобная "информация" из вконтактика от анонимного аффтара дает больше вреда, чем пользы. Трудно комментировать ту чепуху, которая написана выше, но парочку перлов все-таки откомментирую.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
Существовало несколько типов казаков, начиная от городовых, которые были добровольными рекрутами, служившими пешими за плату, до свободных казаков, которые жили отдельными общинами вдоль рек Дон, Волга и Днепр и, до середины семнадцатого века, часто формально не были подданными царя, но получали деньги, оружие, ткани и зерно в обмен на их поддержку в защите границы от вторжений крымских и иногда османских захватчиков.
Существовал один тип казака - собственно, казак. По своим служебным отношениям он мог называться "городовым" (т.е. служившим "с городом"), "вольным" (не служащим), "поместным" (верстанным поместьем по ввозной грамоте). Казаки служили и в "частных" армиях служилых князей и бояр. Так, в нач 1570-х гг. боярин и служилый князь Иван Федорович Мстиславский принял на службу в свою Епифанскую вотчину несколько сотен вольных казаков с Верхнего Дона. После опалы на Мстиславского и конфискации его Веневско-Епифанского удела-вотчины, епифанские казаки стали служить "с городом", т.е. перешли на положение городовых. А позднее некоторые из них были верстаны поместьями и со временем перешли в разряд городовых детей боярских малых статей, составив несколько конных сотен епифанских пищальников.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
Этот знатный потомственный служилый человек может быть офицером или опричником, членом личного корпуса , который был создан для поддержания внутреннего порядка и уничтожения внутренних врагов во времена Ивана IV.
Его черный, подбитый мехом шерстяной кафтан предполагает последнее...
Он также носит кафтан и сапоги на высоком каблуке, подбитые гвоздями, которые стали обычными среди дворян.
Данный персонаж, само собой, никаким опричником быть не может, поскольку одет по моде второй пол. 17 в. Польские сапоги на каблуке (и шпоры) вошли у московских дворян в моду лишь после Смуты, до того времени подобную обувь могли носить выходцы из Литвы, коих немало было в Опричном и Особом дворах Ивана Грозного, но тогдашние сапоги имели другой фасон. А перчатки с раструбом - это вообще европейское веяние из сер. 17 в.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
В бою он, скорее всего, служил верхом, носил составной лук или пару пистолетов, а так же имел какие-то доспехи, из-за своего богатства, вероятно, похожие по стилю, хотя и не такие роскошные, как те, которые обычно носили воеводы, высокопоставленные князья и бояре.
Не "скорее всего", а однозначно верхом. Не "или пару пистолетов", а "и пару пистолетов, а также иногда карабин ("пищаль съезжую"). Что касается доспехов, то в 16 в. дворовые и большинство городовых детей боярских доспехи носили в обязательном порядке, но в сер. 17 в. одоспешенной была только верхушка дворянской знати и некоторые зажиточные городовые дети боярские.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
Этот ранний пищальник представляет собой русского воина либо из того времени, когда еще не были введены мушкеты и пороховницы западноевропейского образца (бандальеры, берендейки) в первой половине семнадцатого века, либо из провинциального подразделения, которое еще не приняло такое снаряжение.
Этот "ранний пищальник" вооружен с какого-то бодуна "съезжей пищалью" конца 16 в., которую использовали всадники - дети боярские, их слуги и конные казаки.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
Вполне возможно, что стрельцы XVI века использовали шлемы и, возможно, даже доспехи во время похода, если это так, то, вероятно это мог быть тегиляй, уже описанный для конного лучника или куяк. Нет известных архивных документов, подтверждающих, что доспехи когда-либо выдавались стрельцам; однако следует помнить, что на самом деле нет никаких подтвержденных свидетельств того, как они на самом деле выглядели во время похода.
Из "Обидного списка" к грамоте кн. А.И. Ногтева-Суздальского с росписью ущерба, нанесенного литовскими наездами на Полоцком рубеже, после 10 июля 1571 г.:
"У полотцких жилетцких стрельцов Дмитреева прибору Уварова у Ротки у Игнатьева сына Гудкова с товарыщи у тритцати человек, взяли шеснатцать меринов с седлы и с уздами и с епанчами, да с убитых сняли с четырех человек по однорятке по настрафильной да по кафтану по суконному аглинские земли черны, да по колпаку, да с тех же четырех человек убитых сняли семнатцать рублев денег, а всего у них взяли лошадей и денег на семдесят на три рубли"...
"... Да громили промеж Полотцка ж и Турови сотника стрелетцкого Бориса Назимова и стрельцов, а животов их у них поимали - с сотником стрелетцким з Борисом с Назимовым живота его взяли: конь карь с седлом и с уздою, да из-под дву ево человек взяли конь рыж да мерин гнед с седлы и с уздами и сь епанчами, да с него сняли саадак да саблю да пансыр, да однорятку, да ферези, да кафтан, да восмь рублев денег, да телегу з запасом, да убили человека его Федьку. И всего живота его взяли на полчетверта десять рублев с полтиною.
У полотцких жилетцких пятидесятников стрелетцких Дмитреева прибору Уварова, у Ромашка у Григорьева сына Новоторца да у Олешки Фомина сына Селского с товарыщи у пятидесят человек у стрельцов, убили товарыщев их одиннатцати человек, а взяли у них тридцать меринов с седлы и с уздами и с епанчами, да с убитых стрельцов сняли по однорятке по настрафильной, да по кафтану по аглинскому, да по ручнице да с них же сняли тритцать четыре рубли денег, да взяли ис телег полтретьятцать четвертей муки ржаные да полтретьятцать четвертей сухарей, да пятьдесят полот ветчины, да петнадцать ручниц. И всего у них взяли лошадей и платья и денег и мяса и муки и сухарей на двесте на сорок и на четыре рубли, оприч дватцати шти ручниц".
Речь идет о псковских стрельцах "прибора" головы Дмитрия Уварова, стоявших гарнизоном в Полоцке. Как видно из описания, стрельцы носили однообразную одежду - в данном случае голубые ("настрафильные") кафтаны и черные однорядки. Головным убором служили войлочные колпаки (зимой - шапки с околышем). Стрелецкий сотник - сын боярский Борис Назимов выступает в стандартном для служилой знати "прикиде" - "на коне в доспесе" с саблей и саадаком. Его сопровождают два конных слуги, о вооружении которых в данном документе ничего не говорится. По этому описанию Олег Федоров сделал великолепную реконструкцию облика полоцкого жилецкого стрельца, которую уже выкладывали выше в этой теме.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЛуций Сергий
Иллюстрированные летописи XVI века изображают московских пищальников в доспехах и шлемах при осаде Казани; однако мы не знаем, были ли эти изображения взяты из реальной жизни или просто отражали наследие византийского религиозного искусства.
Иллюстрированные летописи 16 в. (в частности, знаменитый "Лицевой свод") имеют очень и очень малое отношение к тогдашней реальности.
Ранние пищальники (времен Смоленских походов Василия III), скорее всего, могли использовать доспешную защиту - шлем и пансырь, но вряд ли это была повсеместная практика. Однозначно в доспехах выступали "люди боярские" с "вогненным боем" - конные слуги князей, бояр и дворян во второй пол. 16 в. Судя по всему, они могли как спешиваться, так и вести огонь с коня (в этом случае использовалась "пищаль съезжая").

И что поражает, что все это, как многое другое уже обсуждалось и в этой теме, и в историческом разделе форума. Как будто пишешь в пустоту...