Антиох при Рафии - цитата из Р. Коннолли (он ближе лежал; в том же духе пишут многие):
Цитата
"В 217 г. в сражении при Рафии молодой Антиох III Сирийский решил, несомненно, подражая Александру Македонскому, атаковать конницу египтян и вытеснил ее с поля боя. Однако, преследуя ее, он столь удалился от места битвы, что к тому времени, когда он вернулся, сражение уже закончилось — и не в его пользу. Птолемей, казалось, проигрывавший, возглавил атаку фаланги. Вдохновленная присутствием своего царя, она вытеснила сирийцев с поля боя. Когда туда возратился убежденный в собственной победе Антиох, Птолемей уже завладел всем полем сражения, а сирийская пехота спешно покидала его окрестности. Птолемей приказал снять доспехи с мертвых врагов, собрать и сжечь трупы собственных воинов. Антиоху же пришлось униженно просить о перемирии для того, чтобы похоронить своих" (Коннолли Р. Греция и Рим. М., 2009. С. 78-79).
Цитата из вышеупомянутого Б. Бар-Кохвы:
Цитата
...Единственное объяснение фатальной ошибки Антиоха, которое я могу предложить, состоит в том, что он пытался убить Птолемея и этим решить судьбу сражения. Однако Птолемей смог бежать; Антиох об этом не знал, и поиски Птолемея, возможно, и объясняют столь долгое отсутствие сирийского царя на поле боя. Перед сражением Птолемея пытался убить Теодот, проникнув к нему в палатку (Polyb. V. 81); Антиох намеревался сразиться с Птолемеем лично (Polyb. V. 82.8). Он мог рассчитывать на то, что после смерти царя в египетском войске начнётся паника - а так и произошло, но только в его собственной армии, когда Птолемей неожиданно вернулся на поле боя (Polyb. V. 85.8). Вряд ли здесь Полибий хотел польстить Птолемею, так как относится к нему в целом негативно. Очевидно, селевкидских солдат деморализовала мысль о том, что раз неприятельский царь выжил, значит, их собственный погиб.
Возможно, принимая такое решение, Антиох действительно руководствовался примером Александра Великого. Но у него могли быть и иные соображения - например, желание избежать большого кровопролития и тем самым сохранить солдат для будущих кампаний [автор придерживается точки зрения о превосходстве птолемеевской армии в тяжёлой пехоте - 45 тыс. против 30 тыс.; см. Bar-Kochva, B. Op. cit. P. 134-135]. Полибий объясняет поведение сирийского царя при Рафии его юностью и неопытностью (Polyb. V. 85.11), но, возможно, потому, что его источник-египтянин [подробнее об этом см. Bar-Kochva, B. Op. cit. P. 128-129] - который не мог знать истинных намерений Антиоха - предложил самую простую версию" (Bar-Kochva, B. The Seleucid Army. Cambridge: University Press, 1976. P. 138).
Упомянутые ссылки на Полибия (пер. Ф.Г. Мищенко):
Цитата
"...Антиох поставил шестьдесят слонов под командою товарища детства Филиппа перед правым крылом, на котором сам царь желал вести битву против Птолемеева отряда" (Polyb. V. 82.8).
"...Птолемей, отступивший под прикрытием фаланги, вышел теперь на середину боевого поля. Появление его навело страх на неприятельские войска, а своих преисполнило военного духа и мужества" (Polyb. V. 85.8) .
"...Юный и неопытный Антиох воображал было, судя по собственному флангу, что и прочие части его войск также одерживают победу, а потому не переставал преследовать бегущих" (Polyb. V. 85.11).