С выходом GZM на новом движке многие из советов либо потеряют актуальность, либо, скорее всего, будут пересмотрены
Если у вас есть чем дополнить - пишите, добавлю
Планирую ещё создать приложение "Оружие Победы" с оценкой полезности той или иной техники, но, пока, только для советской кампании и фиг знает когда.

Если у вас есть чем дополнить - пишите, добавлю
Общие (Reveal)
- Внимательно читать описание уровней и каждой конкретной задачи. В них часто написано, как выполнять задачи, какие противники где располагаются и в чём сила оппонента на карте.
- Шаблоны карт по преимуществу противника над игроком: авиация, дальнобойная артиллерия, танковые контратаки.
- В сюжетных уровнях лучше выполнять задачи по мере поступления, последовательно, как они записаны в инструктаже. Самодеятельность может привести к тому, что на месте ваших позиций скрипт нарисует вражескую армию и хана.
Установил артиллерию там, где не просили. В итоге скрипт нарисовал на этом месте вражескую армию
- Если есть задача "помочь" кому-то как можно скорее, то ну её нафиг, потери будут большими и не факт, что задача будет выполнена. В большинстве сюжетных уровней, невыполнение таких задач не является фатальным.
- Как только начинается уровень, лучше сломать заборы вокруг стартовой базы. Забор мешает разъезжаться технике и иногда в нём застревает пехота. Бывает, вражеские бомбардировщики собирают на базе кучу фрагов.
- Местоположение артиллерии противника в тумане войны можно узнать по разъездам, складам или разбросанным ящикам.
- В идеале, планировать операцию нужно с учётом захвата вражеских складов, но в крупных рукотворных уровнях GZM, такое не всегда возможно и больше подходит для произвольных уровней.
- Для ускорения прохождения уровня, стоит иметь пару боеспособных соединений на нескольких направлениях и переключаться между ними. Пока одно восстанавливается и пополняется боеприпасами, работает другое.
- Нужно всегда иметь бронетанковую группу наготове для отражения вражеских танковых атак в направлении нашего движения. Лучше, чтобы это были ПТ-САУ, они намного лучше танков.
- Перед штурмом вражеских позиций можно попробовать организовать ложную атаку с бронетехникой на другом направлении, куда дотягивается вражеская артиллерия. Таким способом можно на время защитить атакующих от ударов крупного калибра, если подавить арту нет возможности.
- Для штурма плотных крупных городов всегда нужны ремонтники, грузовики снабжения (причём не только пехоты), пулемёты, миномёты 80-мм, быстрая и скорострельная противотанковая техника или лёгкая (быстрая), но мощная пт-пушка. И желательно какую-нибудь мощную сау для сноса зданий прямой наводкой.
Авиация (Reveal)
- Всегда стоит запоминать точку появления вражеской авиации на карте. Зачастую, возле таких мест разворачиваются бои и не успеваешь среагировать на появление самолётов противника.
- Лучше не использовать авиацию, пока этого не сделал компьютер, иначе нечем будет сбивать вражеские бомбардировщики и штурмовики, когда они полетят после того, как вы вызвали разведку. Лучше всего подходит под произвольные уровни, но и во многих рукотворных уровнях будет полезно.
- Если сбить вражеские разведчики, то компьютер может вообще ничего не запускать и тогда свою авиацию будет использовать опасно, хотя чаще всего, противник даёт прямой ответ на то, что вы вызываете.
- Запоминать, как выглядит разведчик противника. Иногда вражеские бомбардировщики выглядят очень похоже и, если вражеский бомбер остался один, то легко перепутать с разведчиком и понести потери.
- Самолёту-разведчику можно задать маршрут через SHIFT.
- Когда есть смысл сбивать вражеский разведсамолёт. Когда у противника подавляющее преимущество в дальности артиллерийской стрельбы и вы уже находитесь в пределах её стрельбы. Разведчик может подсветить ваших ребят.
- Не знаете, какой самолёт применить - вызовите десант. Пехоты никогда не бывает много.
- Сбрасывать десант, если он нужен просто для накапливания массы пехоты, нужно возле базы или возле места появления наших самолётов на карте, чтобы расстояние его полёта было минимальным. Иногда они сбиваются даже вражескими разведчиками. Желательно делать это в одно место, чтобы не забыть куда приземлились десантники.
- Бомбардировщики летают по прямой. Можно устраивать зенитные засады на их пути к, чаще всего, нашей артиллерии.
- На больших картах можно не боясь использовать бомбардировщики если место бомбардировки близко к точке появления самолётов. Вражеские истребители не успевают на перехват.
- Иногда в разделе бомбардировщиков попадаются ныряющие бомбардировщики, которые работают, как штурмовики.
- Штурмовики могут гоняться за вражеским разведчиком (известный всем игрокам баг). Нужно правильно выбирать место и время для удара. На больших картах зачастую можно применять штурмовики вдали от нарезающего круги разведчика противника.
- Охота штурмовиков за разведчиком работает и в обратную сторону. Если истребителей не осталось, а враг отправил штурмовиков, то можно попробовать подставить своего разведчика. Бывает, что разведчик сбивает всех противников.
Мой разведчик навалял врагам
- Если попали под удар штурмовиков, то пехотой можно попробовать залечь (на поздних годах почти бесполезно), а техникой нужно непременно двигаться. Штурмовики по движущейся цели не применяют бомбы (про ракеты не уверен).
- Самолёты-штурмовики могут направиться не к точкам, которые вы выбрали, а ближайшим подсвеченным вами (например снайпером) врагам, находящимся на пути полёта. Напрасно будут потрачены бомбы или ракеты.
- Не отправляйте свои истребители сбивать вражеские. Если потерять своих перехватчиков, то потом можно офигеть бегать от вражеских штурмовиков.
- На маленьких картах сохранение истребителей особенно важно, ведь можно буквально не успеть убрать своих ребят из под атаки штурмовиков или бомбардировщиков. Также на таких картах особенно важно не сваливаться в кучу.
- Если проттвник свою авиацию не вызывает и разведчика использовать страшно (маленькая карта), то можно использовать в качестве разведки истребители. В крайнем случае, компьютер вызовет свои истребители и собьёт ваши самолёты, но разведка худо-бедно будет выполнена.
Артиллерия (Reveal)
- По моему субьективному мнению, артиллерию лучше брать дальнобойную, нежели убойную или скорострельную. Даже на крупных картах с доминированием артиллерии противника всегда будут места, которые враг не покрывает и чем наша арта дальнобойней, тем она будет полезней.
- Если уровень проходит на карте, где вражеская артиллерия доминирует и подавить её не получается, то штурм можно проводить под дождём.
- Один из способов определить, добивает ли вражеская артиллерия до наших позиций - вражеский разведчик. Если он пролетел над вами и вас не накрыли - не добивают. Чаще всего применимо на начальном этапе уровня.
- Контрбатарейная борьба компьютера работает так: мы выстрелили, они на нас развернулись; мы выстрелили второй раз с того же места и нас сразу же начинают глушить. Можно избегать контрбатарейной борьбы стреляя с разных мест. Лучше всего подходит для самоходной артиллерии.
- Пристрельный и постоянный огонь артиллерии. По моему опыту, лучше всегда использовать постоянный огонь из-за скорострельности. Даже низкая точность всё равно не мешает уничтожать цель, но требуется отсутствие контрбатарейной борьбы противника.
- Если артиллерия была на прицепе в момент уничтожения, а сами стволы не были уничтожены, то и само подразделение не будет считаться уничтоженным и не потеряет опыт.
- Определить, поражена ли цель в тумане войны, можно по воронкам. Они появляются и в тумане войны.
Хорошо видно нетронутое пятно на месте обстрела, это значит, что цель там ещё жива
- Ещё определить поражена ли цель в тумане войны можно по опыту подразделения. Если количество опыта выросло, то, возможно, артиллерия поразила тех, по кому стреляла.
- Был случай, когда мне не давали на уровень мои МЛ-20 и А-19, но дали Б-4. Если любите играть артой, стоит держать в ядре и такой вариант.
- Стоит держать в ядре хотя бы парочку 80мм дивизионных орудий, они очень скорострельны и быстро складывают дома. Идеальный вариант, пока готовится штурмовая группа. Кроме того, вражеская артиллерия их игнорирует, если они не сгруппированы (тут могу ошибаться).
- Катюша - оружие победы.
- Как только "Катюша" начала стрелять, сразу следует направлять её на место для пополнения боеприпаса. Если это место требует разворота машины, то, возможно, лучше машиной сперва проехать немного вперёд, чтобы не попасть под потенциальный контрбатарейный удар во время разворота на месте.
- Миномёты хорошо сносят кусты, заборы, колючку и прочие вещи мешающие обзору. И, в отличие от танков или сау, они стреляют чаще. В поздней части игры САУ уже достаточно хороши, чтобы уничтожать кусты и заборы без миномётов.
- Тяжёлый 120 мм миномёт - хорошее средство проверки дальности стрельбы вражеской артиллерии. Его не особо жаль, он не особо полезен и при этом ещё может выжить.
Пехота (Reveal)
- Из-за реализации поиска пути в игре, заборы часто мешают пехоте в нападении (она вынуждена их оббегать), но при этом они помогают в обороне от пехоты противника. Это может помочь в организации обороны и помешать в нападении.
- Тоже самое с домами в городах. Во время штурма, они являются преградой не только для вас, но и для противника. Кроме того, в некоторые дома пехота может забегать только через подъезд, что сильно мешает в штурме и приводит к потерям.
Хорошо видно, как пехота выстроилась "колбаской" и бежит ко входу в дом
- Стараться захватывать, а не уничтожать, пулемёты. Они очень ценны и обычно их дают очень мало. Самое полезное оружие в игре.
- Можно дальнобойным пулемётом (или миномётом) зацепить краешек окопа и он будет по одному убивать там народ из-за того, что народ в окопе постоянно передвигается.
- Плохая погода уменьшает дальность стрельбы и обзора. При дожде можно подогнать пулемёты как можно ближе к противнику и, когда погода прояснится, они начнут косить вражеский окоп.
- Зенитные пулемёты офигенны в пехотной атаке из-за кругового сектора стрельбы. Когда идёт атака, пулемёты с сектором стрельбы необходимо направлять на цель вручную, а зенитные, обладая круговым сектором, наводятся на цель сами. А ещё, кажется, на их дальность не влияет погода.
На примере MG42 (не зенитный, но принцип тот же) видно преимущество над секторальным пулемётом
- Иногда стоит позволить пулеметчику умереть. Если пулеметчиков убьют на марше, то пулемет будет потерян, а если во время стрельбы, то само орудие может сохраниться.
- Если нечем убить тяжёлый вражеский танк, всегда можно закидать его взрыв пакетами применив пару отрядов пехоты. Особенно эффективно на ранних этапах кампаний.
- Снайпером вполне можно выбивать зенитки, пт-орудия, пулемёты и даже целые окопы. Но если снайпера на уровень дали всего одного, то лучше им не рисковать.
Снайперская пара зачистила вражеский Flak
- Любителям играть через снайпера, следует заранее просчитывать, чтобы он не находился на линии движения вражеского снабжения.
- После зачистки окопа от пехоты желательно подвести к окопу своих солдат. Из-за того, что у разного оружия разная дальность стрельбы, некоторые противники просто не высосываются из окопов и может сложиться ложное ощущение, что окоп зачищен. Бывало, мой танк, проезжая по такому окопу, наталкивался на огнемётчика, который сжигал машину.
- В атаке нужно использовать бег пехоты. Замечали, наверное, что во вражеских атаках пехота всегда бежит. К сожалению, такова уж особенность игры, но ей можно пользоваться самому. Намного эффективнее ползания или пеших атак.
- Зачищать вражеские окопы лучше двигаясь вдоль них. Из-за разной дальности стрельбы, получается ситуация, когда мы стреляем по одному солдату противника из нескольких стволов, а по нам прилетает один выстрел. Для больше эффективности, лучше сразу использовать 3-4 отряда. А если есть пулемёты, то эффективность растёт и того выше. Кроме того, отряды лучше располагать в линию перпендикулярную окопу, опять же, для увеличения количества добивающих до противника стволов.
Картинка получилась не самой лучшей, но принцип верен
- Если ещё и "прокликивать" атакой ближайших солдат по одному, то потери будут ниже. Этот способ очень хорош, когда двигаться вдоль окопов нет возможности и атаковать приходится влоб. Ещё этот способо хорош, когда идёт встречный бой пехоты и во время скриптовых атак противника. Во время скриптовых атак, пехота бежит напрямую к технике и "выкликивание" одиночных ближайших солдат противника помогает сберечь танки.
- В атаке пехотными отрядами не забывать использовать офицерский бинокль хотя бы одним из подразделений. Выявлять пулемёты, минометы, ПТ и прочее.
- Можно разделить отряд, чтобы отправить офицера с биноклем посмотреть и подсветить вражескую позицию.
Снабжение (Reveal)
- Следует аккуратно захватывать склады на передке, потому что снабженцы могут начать ездить к ним, даже если область не зачищена. В таких случаях иногда можно такой склад разрушить и починить после зачистки местности.
- Подвозить боеприпасы артиллерии желательно сбоку от линии контрбатарейной борьбы. Часто бывало, что противник забирал не только стволы, но и ценные грузовики.
- На передке, для пополнения боеприпасов, лучше сперва использовать грузовики, которые пополняют только их, и уже если их не осталось, то использовать универсальные, пополняющие ещё и пехоту.
- В идеале, лучше брать в ядро технику, которую таскают универсальные грузовики (пополнение боеприпасов И пехоты). Возможно, на этапе перевооружений, лучше взять что-нибудь похуже, но с универсальным грузовиком. К сожалению, для этого нужна таблица соответствия техники. В более поздних картах GZM уже такой проблемы нет, потому что насыпают подкреплений вдоволь.
- Колёсная техника очень медленно ездит по полям, в отличие от гусеничной. Стоит правильно подбирать машины снабжения артиллерии в зависимости от местности.
Танки, ПТ, ПТ-САУ (Reveal)
- Есть смысл прокачать противотанковую пушку на начальных этапах кампаний. Раскачанное ПТ-орудие стреляет как пулемёт и способно в одиночку, при правильном размещении, отражать целые танковые атаки (лучший пример - мосты или узкие городские улочки). Ещё можно перед пушкой поставить пару приданных танкеток, тогда и вражеский прорыв может отразить.
- Прятать противотанковые пушки и зенитки за деревьями, в кустах, за оврагами, за углами, или, если у них узкий сектор обстрела, направлять их в узкое место улиц.
- Одна крупнокалиберная зенитка способна держать целый мост или улицу. К сожалению, возить их приходится на грузовиках или тракторах.
- Дзот с пехотой можно просто отстрелять дальнобойными противотанковыми САУ. Всегда полезно иметь в ядре одну скорострельную и дальнобойную, даже если она устаревшая, именно для этих целей.
- ПТ-САУ и танки могут стрелять по Дзотам, если те видны и показаны как враждебные, но при этом не находятся в прямой видимости. Такой уничтоженный дзот в тумане войны будет выглядеть как целый, но техника при этом перестанет по ним стрелять.
- Если вражеский танк окопан, то он уже никуда не поедет. Ему можно заехать в тыл, забежать пехотой под прикрытием или просто подсветить биноклем.
- Можно уничтожать пехоту во вражеских окопах танковыми пулемётами, но чтобы танк не стрелял с основного орудия, придётся постоянно ездить взад-вперёд.
- Если нет возможности уничтожить вражеский танк на мосту, то всегда можно уничтожить, а потом починить, сам мост.
Планирую ещё создать приложение "Оружие Победы" с оценкой полезности той или иной техники, но, пока, только для советской кампании и фиг знает когда.