Синьцзян. Синяя часть - Восточный Туркестан. Красная - Джунгария.
В течение 1920-х гг. СССР пытался наладить добрососедские отношения с Китаем, но затянувшаяся гражданская война, рвавшая Китай на части, не позволяла выстроить четкую и непротиворечивую, абсолютно последовательную линию во взаимоотношениях между двумя странами.
Спойлер (раскрыть)
С 1924 по 1927 год СССР оказывал прямую и вполне открытую поддержку Сунь Ятсену и образованной им партии гоминьдан. Но с 1927 г. произошел фактический разрыв отношений - взявший власть в гоминьдане после смерти в начале 1925 г. Сунь Ятсена его клеврет Чан Кайши пошел на разрыв с СССР. Китай попытался начать "революционную дипломатию", чтобы изменить положение страны на международной арене, путем лишения колониальных держав их преференций в Китае. По стечению обстоятельств "первые пробы пера" в бассейне Янцзы встретили жесткое противодействие колониальных держав, хотя и принесли некоторые плоды, и Чан Кайши решил попробовать разорвать "слабое звено", которым счел СССР. Про конфликт на КВЖД в 1929 г. теперь нам известно достаточно много.
Среди результатов этого конфликта оказался и полный разрыв отношений между СССР и Китаем, который начал преодолеваться только после "Мукденского инцидента" 1931 г. Но восстановить отношения полностью сразу не удалось - в начале 1930-х гг. СССР имел уже устоявшиеся сравнительно добрососедские связи с Синьцзяном, губернаторы которого, формально поддерживая гоминьдан и центральное правительство в Нанкине, самостоятельно развивали отношения с СССР. Постоянно увеличивался товарооборот между СССР и Синьцзяном, в регионе началась геологоразведка, которую вели советские геологи - прогнозировалось обнаружение больших запасов нефти в Джунгарии (северная часть Синьцзяна).
Однако на территории Синьцзяна укрывались басмачи, туда уходили оралманы (беженцы из Казахстана во время "голощекинского голода") и недовольные коллективизацией из русского населения приграничных территорий. А в самом Синьцзяне началась пора политической нестабильности - за короткий срок сменилось 3 губернатора (в 1928 г. губернатор Ян Цзэнсинь был убит, на его место пришел Цзинь Шужэнь, а в 1933 г. его сверг Шэн Шицай), политика губернаторов не устраивала местное население, где преобладали представители тюркоязычного народа, лишь в 1921 г. на съезде в Ташкенте принявшего решение о новом самоназвании - "уйгур" (до этого местное население именовалось просто "муслимон" (букв. "мусульманин") с добавлением конкретизирующего указателя - яркендлык (яркендский), хотанлык (хотанский), кашгарлык (кашгарский) и т.д.), и где собственно китайцы составляли лишь подавляющее меньшинство населения. Сильно мутили воду представители дунган, со второй половины XIX в. создавшие ряд сильных военно-феодальных клик, оказывавших серьезное влияние на политику сначала империи Цин, а затем и Китайской Республики.
Слева - генерал Ма Чжунъин (1910-1937 (?)). Справа - губернатор Шэн Шицай (1895-1970).
В связи с ликвидацией одного из последних осколков Цинской империи - феодального владения Хами - с начала 1930-х годов восточные районы Синьцзяна охватили восстания и мятежи. В события вмешался лидер дунганской клики Ма по имени Ма Чжунъин, "по совместительству" командовавший 36-й дивизией НРА (на деле - "семейные войска" клики Ма, зачисленные на службу Республике при объединении страны под флагом гоминьдана), попробовавший свергнуть Шэн Шицая и создать "Дунганистан", где он был бы практически независимым владыкой, лишь формально подчиняющимся правительству в Нанкине.
Поскольку правивший в то время в Синьцзяне китаец Шэн Шицай ориентировался на добрососедские отношения с СССР, его свержение не устраивало советское правительство. Более того, по опыту мусульманского восстания 1862-1878 гг. было ясно, что свержение власти Китая в регионе приведет лишь к образованию целого ряда мелких полуфеодальных владений, которые начнут тут же воевать между собой и совершать набеги на сопредельные территории. Особенно опасным это было в связи с тем, что на территорию Синьцзяна ушло немало бывших белогвардейцев и басмаческих банд.
В результате длительных консультаций в Москве при участии эмиссаров от Шэн Шицая, было принято решение поддержать официальную власть в Синьцзяне, для чего сначала Шэн Шицай получил возможность закупать в СССР оружие и военную технику, а затем, когда к концу 1933 г. положение обострилось сверх меры, было принято решение о вводе на территорию Синьцзяна ограниченного контингента советских войск, преимущественно из состава войск ОГПУ.
Мусульманские повстанцы Восточного Туркестана. 1933 г.
До сих пор операция остается одной из самых засекреченных, ни у нас, ни за рубежом нет ни одной серьезной работы, которая восстанавливала бы перипетии этих событий. Более того, не проработаны ни география, ни хронология событий. Этому интересному, но очень сложному занятию посвящается данная тема.
Спросил об этом М. В. Карфидова - три его статьи по итальянскому оружию и технике Интербеллума и начала ВМВ я выкладывал на этом форуме в разделе "Статьи".
Винтовка Lee-Enfield Mk3. При Цзинь Шужэне между 1928 и 1931 гг. у англичан (скорее всего, через Индию) было закуплено 2000 винтовок. Думаю, что винтовка из этой партии. По местному обычаю, ей приделали длинные сошки.
Скотство в полный рост или что надо знать о западной историографии:
Спойлер (раскрыть)
Sinkiang came under strong Russian pressure with the building of the Turksib Railway to its frontier in 1930. Later, Mao's ShenKan-Ning zone formed a second communist pincer. After one of the sporadic Moslem uprisings, the governor of Sinkiang appealed for help to Moscow, Stalin responded with bomber planes and Russian infantry in Chinese uniform, under command of General Ma Chan-shan, a refugee who had led the anti-Japanese resistance in northern Manchuria, Sinkiang was conquered, policed by the NKVD, and closely integrated with the neighboring Islamic republics of the USSR.
Такой беспардонной лжи не ожидал! Всем, кто фапает на безгрешный западный менталитет и его положительное содержимое, посвящается:
Перевод этой гадости (Раскрыть)
Синьцзян подвергся сильному русскому давлению после строительства Турксиба к его границам в 1930 г. Позднее зона Шэнь-Гань (Шэньси-Ганьсу) Мао [Цзэдуна] сформировала вторую коммунистическую клешню. После одного из спорадических мусульманских восстаний губернатор Синьцзяна просил помощи у Москвы. Сталин ответил на нее бомбардировщиками и русской пехотой в китайской форме под командованием генерала Ма Чжаньшаня, беженца, который возглавлял антияпонское сопротивление в северной Маньчжурии. Синьцзян был завоеван, поставлен под полицейский контроль НКВД и тесно интегрирован с соседними мусульманскими республиками СССР.
See Alfred Crofts; Percy Buchanan. A history of the Far East. 1958. P. 371.