С разрешения автора публикую отзыв Gennadius :
"Благодарю за приглашение принять участие в оценке работ нового конкурса, хотя я и не являюсь экспертом. Сразу же хочу проголосовать за первое место для рисунка коллеги alZarif, и вот по каким критериям: 1) работа выполнена в цвете; 2) работа выполнена очень технично; 3) работа очень точно передаёт вид исторических артефактов из паспорта. Кроме того, сам паспорт наиболее полный как в отношении материальных предметов, так и ссылок на статьи по археологии кочевых культур раннего Средневековья.
Кратко пройдём по всем представленным в паспорте предметам:
1) Шлем. Имеет все основания принадлежать как русскому дружиннику, так и печенежскому хану. Прецеденты есть - в древнерусских дружинных погребениях 10-11 вв (Гульбище, Гочево, Берёзки, Гнездово) находили воинские артефакты степных культур, что свидетельствует о постоянном кросс-культурном обмене Руси и Степи. А декор купола шлема действительно очень похож на работу мастеров-оружейников Востока. Видимо, скорее всего - Ирана.
2) Кафтан. По этому предмету сказать что-либо весьма трудно, т.к. до нас не дошли печенежские носимые вещи, как нет и их же точных и внятных изображений. Однако, степная мужская мода, видимо, была весьма общей на пространстве всей Великой Степи - от Венгрии до Монголии, с небольшими местными вариациями в декоре.
3) Пояс. Эта деталь костюма становится маркером степного воина, вероятно, аж со времён пришествия аваров в 6-м веке. Так что, тут вопросов нет. А уж по каким критериям захоронение у с. Траповка было атрибутировано как печенежское - тут археологам виднее, наверное.
4) Мелкие вещи. Насколько я понял, они не могут быть со стопроцентной уверенностью атрибутированы как именно печенежские. Особенно находки на Алтае и в горной Шории. Но все они находятся в контексте именно кочевых культур Великой Степи, и поэтому оправданны для нашего персонажа.
5) То же самое можно сказать и о конском оголовье, и о седловке - это всё предметы степной воинской культуры без конкретной привязке к какому-то определённому этносу. По простой причине - археология зачастую не в силах этого сделать именно в силу общности культур этих народов. Так что, принимаем как есть.
6) И, наконец, оружие. Есть аналоги такой сабле из мадьярских курганов X в. - Карос-2, Манвеловка и Земплин (курган 4), и из дружинного погребения в Гочево. И это, опять-таки, обще-степное оружие состоятельных воинов, отличавшееся только декором рукояти эфеса и ножен. А уж боевых топориков такого типа где только не находили.
В принципе, всё. Более полно вряд ли смог бы написать ввиду не столь уж большого объёма материала по печенегам."