Продолжение рисунков из книги -- Ian Heath "Armies of the Sixteenth Century - The armies of the Aztec and Inca Empires, other native peoples of the Americas, and the Conquistadores 1450-1608" (Рисунки все, по порядку, и весьма хорошего качества. Камрад KraVseR сообщил, где находятся сканы рисунков. За это ему огромное спасибо! Текст к рисункам даю по книге, а от себя в таких скобках [...], и когда есть цветное изображение (источник) на основании которого сделан рисунок, также -- под спойлером.):
1) Fig 26 i -- xxv (1 -- 25)
2) Fig 26 xxvi -- l (26 -- 50)
1) Fig 26 i -- xxv (1 -- 25)
Спойлер (раскрыть)
1) Fig 26 i -- xxv
[Чимальи (chimalli) на науатль, языке мешиков (теночков -– астеков (ацтеков)), означает щит; они были боевыми и церемониальными. Щиты мешиков изготовлялись из дерева или тростника, были покрыты кожей, хлопковой тканью и украшены орнаментом из перьев, камня и металла; изготовлялись как с привесью -- тентлапилольо (tentlapilollo), которая была сделана из хлопковой ткани или полос кожи и была украшена перьями, и предоставляла некоторую защиту для ног, так и без неё. Диаметр нескольких сохранившихся таких щитов -- приблизительно 71 -- 76 см, но изображения XVI-ого века указывают, что диаметр большинства щитов колебался между 51 -- 76 см. Такие щиты в XIV -– начале XVI века находились на вооружении и у многих других народов живших на территории современной Мексики.]
Fig 26 i и ii Представляют изготовленные из тростника [(без покрытия тканью или кожей всего щита, -- поле оставлено открытым)] отлачимальи (otlachimalli), согласно рисункам в Tira de la Peregrinacion* и "Кодексе Мендоса". Последний источник изображает этот тип щита, -- поле[, виден плетёный тростник,] цвета соломенно-желтого, с синим ободом, [покрытым тканью или кожей,] который носили воины, захватившие одного пленника, -- указывая, что такие воины еще не заработали достаточных заслуг, чтобы претендовать на любой из украшенных щитов, описанных ниже.
[* Этот кодекс повествует о легендарном путешествии из прародины Астлана в долину Мешико (Мехико). Отсюда его название на испанском -- "Tira de la Peregrinaci?n" ("Полоса странствий"); другое его название Кодекс Ботурини, поскольку сперва попал в коллекцию Lorenzo Boturini Benaducci.]
Воин захвативший одного пленника ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 iii -- vi Представляют внутреннюю сторону астекских (ацтекских) щитов, показывая у каждого по две лямки–ручки, 26 iii -– сохранившийся щит, 26 iv -– по изображению на камне, последнего по времени астекского периода, 26 v -– из рукописи "Лиенсо де Тлашкала" (Lienzo de Tlaxcala), и 26 vi -– из "Кодекса Борджиа". Все четыре показаны с укрепляющими прутами или планками, и 26 iii -- v имеют у лямок-ручек защищающее дополнение из кожи, меха или хлопковой ткани. Изображения того времени показывают, что щиты держали двумя различными способами, или обе лямки держали кистью руки, или, пропустив предплечье руки через первую лямку, держали вторую кистью руки.
Fig 26 vii Отсутствие деталей, не виден плетёный тростник, указывает, что простые щиты, изображенные таким образом вероятно были покрыты хлопковой тканью или кожей. В "Кодексе Мендоса" у них всегда поле соломенно-жёлтого цвета с красными, синими или белыми ободами; те, что с синими указывали, что представленный воин взял трёх пленников и -- жрец, который взял одного. Ни один из них не имеет привеси.
1. 2.
1. Воин, взявший трёх пленников 2. Жрец, взявший одного ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 viii и ix По-видимому, это был традиционный тип щита Северной Мексики, который астеки принесли на юг с собой. "Лиенсо де Тлашкала" показывает, что он широко использовался во всём Тройственном союзе [(Мешико-Теночтитлан, Тлакопан и Тескоко)] и на севере, в Куэштлане (Cuextlan) и Халиско и до побережья Калифорнийского залива. Как правило, эти щиты изображены с чётным числом полос в двух чередующихся цветах (чаще чёрного и белого, но также -- зелёного и чёрного, жёлтого и чёрного, и т. д.).
Fig 26 x Простой вариант предыдущего щита изображён во "Флорентийском кодексе", с полем клетчатым, а не полосатым.
Fig 26 xi Кецальшикальколиукичимальи -- Quetzalxicalcoliuhquichimalli ("Кецаль [ара] перо ступенчатый узор щит"). Поле обычно зеленое и жёлтое (либо эта часть может быть любого цвета), с жёлтым или красным ободом. Щит, нарисованный здесь -- по сохранившемуся экземпляру, у которого желтая часть имеет тонкий красный контур. В "Кодексе Мендоса" такие щиты носят воины с большим количеством пленных и жрец с шестью пленными, однако, из щитов изображенных там, в разделе дани, более 10 % относятся [-- включая 26 xii и xiii, и другие варианты --] к этому типу, что, согласуется, по количеству и в других изобразительных источниках.
Сохранившийся щит, источник для Fig 26 xi
Fig 26xii и xiii Два из разных других с незначительными изменениями вышеупомянутого щита можно найти на изображениях XV – XVI вв. Они могут быть просто результатом небрежного рисунка, но стоит отметить, что сам "Кодекс Мендоса" содержит ещё три варианта. [Различных вариантов ещё больше и в "Кодексе Мендоса" и других источниках].
Различные варианты этого щита ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 xiv Сохранившийся ишколиукичимальи -- ixcoliuhquichimalli ("глаз ступенчатый узор щит"). Поле желтого цвета (верхняя часть) и красного, изогнутая линия между ними зеленого, с чёрной окантовкой на стороне прилегающей к жёлтому и синей окантовкой на другой стороне. Кольца "глаза" представлены цветами (внутрь) пурпурный / синий / пурпурный / жёлтый. Так же ступенчатый узор (как у 26xi) этого щита встречается в многочисленных вариантах.
1. 2.
1. Сохранившийся ишколиукичимальи -- ixcoliuhquichimalli 2. Этот же тип щита, но очевидно другой экземпляр, хранящийся в Национальном музее антропологии и истории, Мехико.
Fig 26xv Quetzalcuexyochimalli ("Кецаль перо уаштек щит"). Как видно из его названия, этот образец был воспринят от уаштеков (уастеков). Этот вариант с красным полем, с чередующимися красным и жёлтым на ободе, жёлтыми полумесяцами, и изогнутыми полосами (сверху вниз) синий / красный / черный / зеленый / желтый – эта полоса пошире и с поперечными черточками. В "Кодексе Мендоса" такого же вида, но с простым жёлтым ободом, показан щит у воина, который взял четырёх пленных, и две трети из тех, [что имеют такой тип щита,] носят костюм воина-ягуара (которые также захватили по четыре пленника), и такой же полагался жрецу, который захватил пять пленных (хотя у него изображён по ошибке "орла лапа щит" -- см. 26xxi). Из всех щитов в разделе дани "Кодекса Мендоса" этот самый популярный, общее число их 300 с чередующимся красным и желтым на ободе и еще 82 с просто жёлтым ободом. В "Кодексе Мендоса" пять костюмов воинов-ягуаров показаны с версией этого щита, который имеет зеленое поле и простой жёлтый обод; а шестой [костюм воина-ягуара со щитом, который] имеет красное поле с желтым ободом. [Вариаций этого типа щита в "Кодексе Мендоса" и других источниках также много (как и 26 xi), что объясняется, очевидно, небрежностью рисования]
1. 2. 3. 4.
1. и 2. Разные варианты этого щита 3. Этот воин пленил четырёх неприятелей в битве 4. У этого жреца (как сказано выше), захватившего пять пленных, должен быть щит Fig 26 xv, а не ошибочно нарисованный Fig 26 xxi (Все из "Кодекса Мендосы")
Fig 26xvi Вариант quetzalcuexyochimalli, с белым полем и оправой, синими "волнами" вместо "полумесяцев", и изогнутыми полосами -– синей / белой / красной / оранжевой (с поперечными чёрточками). Ответвления из синей полосы и "волн" оформлены на концах жёлтыми дисками. Также "Кодекс Мендоса" показывает тот же щит (но с оранжевым ободом), который несёт воин захвативший пять или шесть пленных, вероятно, по ошибке, должен быть щит типа 26 xv. Единственный раз, когда этот тип щита представлен в разделе дани в количестве 40 штук с 40 отличающимися от других (40 экземпляров) военных костюмов уаштеков (уастеков), которые имеют головные уборы с плоской вершиной (см. Fig 43а и описание).
1. 2.
1. Вариант quetzalcuexyochimalli, с белым полем и оправой... 2. Воин, захвативший пять или шесть пленных, изображён с этим щитом, вероятно, по ошибке, должен быть щит типа 26xv ("Кодекс Мендоса")
Fig 26xvii Hihuiteteyochimalli ("шарики перо щит"). Шарики всегда белого цвета, но поле представлено в многочисленных вариантах цвета. Так "Кодекс Мендоса" показывает, щит с желтым полем и белым ободом, который несет жрец, захвативший двух пленников.
Изображение жреца (несущего щит 26xvii), захватившего двух пленников ("Кодекс Мендоса")
Fig 26xviii Это -- zitlallochimalli ("усеянный звездами щит"), который можно было носить только предводителям (капитанам). Вариант предыдущего, этот имел девять шариков перьев, а не семь. Саагун описывает этот щит как "сделанный из черных перьев, блестящих как пириты. Обод щита синий». Этот щит был с привесью украшенной перьями.
Fig 26xix -- Teocuitlateteyochimalli ("серебряные камни щит"). Жёлтое поле, с пятью перьями -- "камнями" белого цвета. Это был щит правителя, и все же этот образец (но, однако, разной другой окраски) часто встречается в руках обычных воинов.
Разновидность этого типа из "Кодекса Риос", согласно которому это щит предводителей.
Fig 26xx Этот щит, по-видимому комбинация типов 26 xv и xix, этот вариант повторяется в "Кодексе Аскатитлан" (Azcatitlan), однако, он, кажется, очень редкий.
Изображение этого щита из "Кодекса Аскатитлан"
Fig 26xxi -- Куаутетепойочимальи -- Quauhtetepoyochimalli ("орлиная лапа щит"). В "Кодексе Мендоса" ошибочно изображено, что этот щит несёт жрец взявший пять пленных (такие воины на самом деле использовали тип 26xv). Обод чередующихся цветов красного и белого, поле -- по диагонали красное и белое, лапа желтая с белыми когтями, четыре полосы прямоугольника (сверху вниз) красно-коричневый /зелёный /жёлтый /синий, с дисками по центру -- зеленым /красно-коричневым /синим и желтым, и с дисками по углам (сверху по часовой стрелке справа) красный, синий, желтый и белый. В разделе дани "Кодекса Мендоса" этот щит сопровождает заспинный штандарт типа Fig 27x. Кодекс Матритенсе (Matritense) приписывает простое синее поле другим вариантам этого щита.
1. У этого жреца (как сказано выше), захватившего пять пленных, должен быть щит Fig 26 xv, а не ошибочно нарисованный Fig 26 xxi 2, 3 и 4. Варианты этого щита (Все из "Кодекса Мендоса")
Fig 26xxii -- Оселотетепойочимальи -- Ocelotetepoyochimalli ("ягуара лапа щит") из Лиенсо де Тлашкала. Поле -- белого и красного цвета, обод -- жёлтого. (Два) обрубка кости -- белые. Большинство источников показывает поле этого щита, по диагонали разделенное, как здесь, но Кодекс Матритенсе (Matritense) изображает его просто красным
Fig 26 xxiii Тосмикициочимальи -- Tozmiquitzyochimalli ("череп жёлтое перо попугая щит") из "Лиенсо де Тлашкала". Используется "высшими руководителями", этот образец имеет жёлтое поле с черепом из синих перьев котинги (с зубами, вероятно, белыми). Картинка, иллюстрирующую книгу Диего Дурана показывает тлатоани Тисока (Tizoc) (1481 – 1486 гг.), использующего такой щит, но с черепом, расположенным в анфас.
Другой вариант этого щита из "Лиенсо де Тлашкала"
Fig 26 xxiv и xxv Варианты макпальочимальи -- macpallochimalli ("рука щит"). Чаще всего изображается с одной рукой.
[Чимальи (chimalli) на науатль, языке мешиков (теночков -– астеков (ацтеков)), означает щит; они были боевыми и церемониальными. Щиты мешиков изготовлялись из дерева или тростника, были покрыты кожей, хлопковой тканью и украшены орнаментом из перьев, камня и металла; изготовлялись как с привесью -- тентлапилольо (tentlapilollo), которая была сделана из хлопковой ткани или полос кожи и была украшена перьями, и предоставляла некоторую защиту для ног, так и без неё. Диаметр нескольких сохранившихся таких щитов -- приблизительно 71 -- 76 см, но изображения XVI-ого века указывают, что диаметр большинства щитов колебался между 51 -- 76 см. Такие щиты в XIV -– начале XVI века находились на вооружении и у многих других народов живших на территории современной Мексики.]
Fig 26 i и ii Представляют изготовленные из тростника [(без покрытия тканью или кожей всего щита, -- поле оставлено открытым)] отлачимальи (otlachimalli), согласно рисункам в Tira de la Peregrinacion* и "Кодексе Мендоса". Последний источник изображает этот тип щита, -- поле[, виден плетёный тростник,] цвета соломенно-желтого, с синим ободом, [покрытым тканью или кожей,] который носили воины, захватившие одного пленника, -- указывая, что такие воины еще не заработали достаточных заслуг, чтобы претендовать на любой из украшенных щитов, описанных ниже.
[* Этот кодекс повествует о легендарном путешествии из прародины Астлана в долину Мешико (Мехико). Отсюда его название на испанском -- "Tira de la Peregrinaci?n" ("Полоса странствий"); другое его название Кодекс Ботурини, поскольку сперва попал в коллекцию Lorenzo Boturini Benaducci.]
Воин захвативший одного пленника ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 iii -- vi Представляют внутреннюю сторону астекских (ацтекских) щитов, показывая у каждого по две лямки–ручки, 26 iii -– сохранившийся щит, 26 iv -– по изображению на камне, последнего по времени астекского периода, 26 v -– из рукописи "Лиенсо де Тлашкала" (Lienzo de Tlaxcala), и 26 vi -– из "Кодекса Борджиа". Все четыре показаны с укрепляющими прутами или планками, и 26 iii -- v имеют у лямок-ручек защищающее дополнение из кожи, меха или хлопковой ткани. Изображения того времени показывают, что щиты держали двумя различными способами, или обе лямки держали кистью руки, или, пропустив предплечье руки через первую лямку, держали вторую кистью руки.
Fig 26 vii Отсутствие деталей, не виден плетёный тростник, указывает, что простые щиты, изображенные таким образом вероятно были покрыты хлопковой тканью или кожей. В "Кодексе Мендоса" у них всегда поле соломенно-жёлтого цвета с красными, синими или белыми ободами; те, что с синими указывали, что представленный воин взял трёх пленников и -- жрец, который взял одного. Ни один из них не имеет привеси.
1. 2.
1. Воин, взявший трёх пленников 2. Жрец, взявший одного ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 viii и ix По-видимому, это был традиционный тип щита Северной Мексики, который астеки принесли на юг с собой. "Лиенсо де Тлашкала" показывает, что он широко использовался во всём Тройственном союзе [(Мешико-Теночтитлан, Тлакопан и Тескоко)] и на севере, в Куэштлане (Cuextlan) и Халиско и до побережья Калифорнийского залива. Как правило, эти щиты изображены с чётным числом полос в двух чередующихся цветах (чаще чёрного и белого, но также -- зелёного и чёрного, жёлтого и чёрного, и т. д.).
Fig 26 x Простой вариант предыдущего щита изображён во "Флорентийском кодексе", с полем клетчатым, а не полосатым.
Fig 26 xi Кецальшикальколиукичимальи -- Quetzalxicalcoliuhquichimalli ("Кецаль [ара] перо ступенчатый узор щит"). Поле обычно зеленое и жёлтое (либо эта часть может быть любого цвета), с жёлтым или красным ободом. Щит, нарисованный здесь -- по сохранившемуся экземпляру, у которого желтая часть имеет тонкий красный контур. В "Кодексе Мендоса" такие щиты носят воины с большим количеством пленных и жрец с шестью пленными, однако, из щитов изображенных там, в разделе дани, более 10 % относятся [-- включая 26 xii и xiii, и другие варианты --] к этому типу, что, согласуется, по количеству и в других изобразительных источниках.
Сохранившийся щит, источник для Fig 26 xi
Fig 26xii и xiii Два из разных других с незначительными изменениями вышеупомянутого щита можно найти на изображениях XV – XVI вв. Они могут быть просто результатом небрежного рисунка, но стоит отметить, что сам "Кодекс Мендоса" содержит ещё три варианта. [Различных вариантов ещё больше и в "Кодексе Мендоса" и других источниках].
Различные варианты этого щита ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 xiv Сохранившийся ишколиукичимальи -- ixcoliuhquichimalli ("глаз ступенчатый узор щит"). Поле желтого цвета (верхняя часть) и красного, изогнутая линия между ними зеленого, с чёрной окантовкой на стороне прилегающей к жёлтому и синей окантовкой на другой стороне. Кольца "глаза" представлены цветами (внутрь) пурпурный / синий / пурпурный / жёлтый. Так же ступенчатый узор (как у 26xi) этого щита встречается в многочисленных вариантах.
1. 2.
1. Сохранившийся ишколиукичимальи -- ixcoliuhquichimalli 2. Этот же тип щита, но очевидно другой экземпляр, хранящийся в Национальном музее антропологии и истории, Мехико.
Fig 26xv Quetzalcuexyochimalli ("Кецаль перо уаштек щит"). Как видно из его названия, этот образец был воспринят от уаштеков (уастеков). Этот вариант с красным полем, с чередующимися красным и жёлтым на ободе, жёлтыми полумесяцами, и изогнутыми полосами (сверху вниз) синий / красный / черный / зеленый / желтый – эта полоса пошире и с поперечными черточками. В "Кодексе Мендоса" такого же вида, но с простым жёлтым ободом, показан щит у воина, который взял четырёх пленных, и две трети из тех, [что имеют такой тип щита,] носят костюм воина-ягуара (которые также захватили по четыре пленника), и такой же полагался жрецу, который захватил пять пленных (хотя у него изображён по ошибке "орла лапа щит" -- см. 26xxi). Из всех щитов в разделе дани "Кодекса Мендоса" этот самый популярный, общее число их 300 с чередующимся красным и желтым на ободе и еще 82 с просто жёлтым ободом. В "Кодексе Мендоса" пять костюмов воинов-ягуаров показаны с версией этого щита, который имеет зеленое поле и простой жёлтый обод; а шестой [костюм воина-ягуара со щитом, который] имеет красное поле с желтым ободом. [Вариаций этого типа щита в "Кодексе Мендоса" и других источниках также много (как и 26 xi), что объясняется, очевидно, небрежностью рисования]
1. 2. 3. 4.
1. и 2. Разные варианты этого щита 3. Этот воин пленил четырёх неприятелей в битве 4. У этого жреца (как сказано выше), захватившего пять пленных, должен быть щит Fig 26 xv, а не ошибочно нарисованный Fig 26 xxi (Все из "Кодекса Мендосы")
Fig 26xvi Вариант quetzalcuexyochimalli, с белым полем и оправой, синими "волнами" вместо "полумесяцев", и изогнутыми полосами -– синей / белой / красной / оранжевой (с поперечными чёрточками). Ответвления из синей полосы и "волн" оформлены на концах жёлтыми дисками. Также "Кодекс Мендоса" показывает тот же щит (но с оранжевым ободом), который несёт воин захвативший пять или шесть пленных, вероятно, по ошибке, должен быть щит типа 26 xv. Единственный раз, когда этот тип щита представлен в разделе дани в количестве 40 штук с 40 отличающимися от других (40 экземпляров) военных костюмов уаштеков (уастеков), которые имеют головные уборы с плоской вершиной (см. Fig 43а и описание).
1. 2.
1. Вариант quetzalcuexyochimalli, с белым полем и оправой... 2. Воин, захвативший пять или шесть пленных, изображён с этим щитом, вероятно, по ошибке, должен быть щит типа 26xv ("Кодекс Мендоса")
Fig 26xvii Hihuiteteyochimalli ("шарики перо щит"). Шарики всегда белого цвета, но поле представлено в многочисленных вариантах цвета. Так "Кодекс Мендоса" показывает, щит с желтым полем и белым ободом, который несет жрец, захвативший двух пленников.
Изображение жреца (несущего щит 26xvii), захватившего двух пленников ("Кодекс Мендоса")
Fig 26xviii Это -- zitlallochimalli ("усеянный звездами щит"), который можно было носить только предводителям (капитанам). Вариант предыдущего, этот имел девять шариков перьев, а не семь. Саагун описывает этот щит как "сделанный из черных перьев, блестящих как пириты. Обод щита синий». Этот щит был с привесью украшенной перьями.
Fig 26xix -- Teocuitlateteyochimalli ("серебряные камни щит"). Жёлтое поле, с пятью перьями -- "камнями" белого цвета. Это был щит правителя, и все же этот образец (но, однако, разной другой окраски) часто встречается в руках обычных воинов.
Разновидность этого типа из "Кодекса Риос", согласно которому это щит предводителей.
Fig 26xx Этот щит, по-видимому комбинация типов 26 xv и xix, этот вариант повторяется в "Кодексе Аскатитлан" (Azcatitlan), однако, он, кажется, очень редкий.
Изображение этого щита из "Кодекса Аскатитлан"
Fig 26xxi -- Куаутетепойочимальи -- Quauhtetepoyochimalli ("орлиная лапа щит"). В "Кодексе Мендоса" ошибочно изображено, что этот щит несёт жрец взявший пять пленных (такие воины на самом деле использовали тип 26xv). Обод чередующихся цветов красного и белого, поле -- по диагонали красное и белое, лапа желтая с белыми когтями, четыре полосы прямоугольника (сверху вниз) красно-коричневый /зелёный /жёлтый /синий, с дисками по центру -- зеленым /красно-коричневым /синим и желтым, и с дисками по углам (сверху по часовой стрелке справа) красный, синий, желтый и белый. В разделе дани "Кодекса Мендоса" этот щит сопровождает заспинный штандарт типа Fig 27x. Кодекс Матритенсе (Matritense) приписывает простое синее поле другим вариантам этого щита.
1. У этого жреца (как сказано выше), захватившего пять пленных, должен быть щит Fig 26 xv, а не ошибочно нарисованный Fig 26 xxi 2, 3 и 4. Варианты этого щита (Все из "Кодекса Мендоса")
Fig 26xxii -- Оселотетепойочимальи -- Ocelotetepoyochimalli ("ягуара лапа щит") из Лиенсо де Тлашкала. Поле -- белого и красного цвета, обод -- жёлтого. (Два) обрубка кости -- белые. Большинство источников показывает поле этого щита, по диагонали разделенное, как здесь, но Кодекс Матритенсе (Matritense) изображает его просто красным
Fig 26 xxiii Тосмикициочимальи -- Tozmiquitzyochimalli ("череп жёлтое перо попугая щит") из "Лиенсо де Тлашкала". Используется "высшими руководителями", этот образец имеет жёлтое поле с черепом из синих перьев котинги (с зубами, вероятно, белыми). Картинка, иллюстрирующую книгу Диего Дурана показывает тлатоани Тисока (Tizoc) (1481 – 1486 гг.), использующего такой щит, но с черепом, расположенным в анфас.
Другой вариант этого щита из "Лиенсо де Тлашкала"
Fig 26 xxiv и xxv Варианты макпальочимальи -- macpallochimalli ("рука щит"). Чаще всего изображается с одной рукой.
2) Fig 26 xxvi -- l (26 -- 50)
Спойлер (раскрыть)
Fig 26 xxvi -- l
Fig 26 xxvi -- Tecacanecuillochimalli ("изогнутая губная серьга щит") из "Флорентийского кодекса". Кодекс Матритенсе (Matritense), который приписывает этот тип щита капитанам (предводителям), сообщает, что у него было "блестящие черное поле и белая губная серьга". Вождь, сражавшийся за Мендосу в Миштонской (Mixton) войне [(в 1540 -- 1542 гг., Миштон -- крепость на горе, оплот восставших индейцев во главе с Франсиско Тенамастле)] описал свой собственный щит, как зеленый с золотой губной серьгой, и в "Лиенсо де Тлашкала" этот щит представлен в различных цветовых сочетаниях.
Вариант этого щита ("Лиенсо де Тлашкала")
Fig 26xxvii и xxviii Варианты texaxacalochimalli ("толстые губы щит") из "Кодекса Матритенсе" и "Лиенсо де Тлашкала". Щит вождя. Изображенный на 26 xxviii очевидно персональная версия тлашкаланского (тлашкальтекского) вождя общины Окотелолько (Ocotelolco), по имени -- Машишкатль (Maxixcatl), будучи игрой слов на его имя (= maitl рука, ixtli = глаз, atl = вода); поле и обод жёлтые, красные рот с губами и белыми зубами, розовые руки с белыми глазами и белый "нос". Его привесь (tentlapilollo) имела цвета (сверху вниз) жёлтый / красный / жёлтый. Еще один пример щита texaxacalochimalli см. Fig 27xi
Fig 26xxix и xxx Также подписанный, как texaxaxalochimalli, это -- очень распространенный тип, особенно в "Лиенсо де Тлашкала" и "Кодексе Теллериано-Ременсис". Он обычно имеет два, а иногда три, кольца на средней полосе, а иногда имеет "полумесяц" выше и ниже этой полосы. Встречается в источниках окрашенным во многие цвета, 26 xxx -- имеет жёлтое поле, красную оправу, чёрная горизонтальные полосы, и белые кольца, а также, в оригинале, красную привесь (tentlapilollo).
Варианты этого щита ("Лиенсо де Тлашкала")
Fig 26 xxxi Шапочимальи -- Xapochimalli ("зеркальный щит"). Этот тип щита, специально предназначенный для старших вождей, известен в многочисленных цветовых сочетаниях, в том числе жёлтый с синим диском и ободом, жёлтый с красным ободом и красным диском, жёлтый с чёрным ободом и чёрным диском, и светло-синий с золотым диском и золотым ободом (который мог иметь, как упоминает Саагун, золотую бабочку в центре). Xapochimalli щиты, как и тип 26xix иногда имели длинную двойную или тройную кисточку висящую от центра, свисающую вниз ниже края щита; для примера, см. Fig 242.
Этот щит (26 xxxi) носит военачальник тлакатекатль -- tlacatecatl ("Кодекс Мендоса").
Fig 26 xxxii Анауаиочимальи -- Anahuayochimalli. Хотя предназначен для вождей, вне сферы влияния мешиков – астеков (ацтеков), например, в Новой Галисии и Гватемале, он может быть найден в руках самых простых воинов, и во многих цветовых комбинациях.
С таким типом щита (26 xxxii) изображён правитель города Тлателолько Мокиуиш (Moquihuix) в 1473 г. (его победил правитель мешиков (астеков) Ашаякатль и город Тлателолько был покорён Мешико-Теночтитланом)
Fig 26 xxxiii Постекичимальи -- Poztequichimalli ("расселины щит"). Этот щит покрыт наполовину жёлтыми перьями и наполовину зелеными, но вполне вероятно, что встречаются и другие цвета. Некоторые были разделены вертикально, а не горизонтально.
Fig 26 xxxiv Это - другой, но редкий, способ, которым поле щита могло бы быть разделено на два цвета. Этот пример взят из "Лиенсо де Тлашкала".
Fig 26 xxxv - xxxviii. Все эти щиты являются куэштекатльчимальи -- cuextecatlchimalli ("уаштек щит"), из которых 26 xxxv встречается только один раз в "Кодексе Мендоса" так как был по-видимому щитом старшего вождя; его поле синего цвета, чёрная оправа, полумесяцем, и вертикальная черта дугой, и четыре горизонтальные фиолетовые полосы. Варианты в 26xxxvi -- xxxviii взяты из "Лиенсо де Тлашала", где они показаны в использовании обычными воинами астеками (ацтеками) и уаштеками (уастеками); 26 xxxvi -- поле белое, с черными узорами и ободом, и 26 xxxviii – поле жёлтое с оранжево-красными узорами и ободом, но оба встречаются и других цветов. Вариант 26 xxxviii по-разному изображается -- и вертикально и горизонтально.
Изображение щита (26 xxxv) с синим ободом, который встречается только один раз в "Кодексе Мендоса"
Fig 26 ixl и xl. Эти представляют другой распространённый типа cuextecatlchimalli. Одна треть военных костюмов уаштекских (уастекских) в "Кодексе Мендоса" сопровождается типом 26 ixl (все кроме одного из остальных имеют тип 26 xv), они имеют красное или синее поле и обод, их носили в зависимости от цвета военного костюма и черных узоров. Там же изображёно, что красный с синим ободом щит несёт воин, который взял двух пленников. В "Лиенсо де Тлашкале" и других источниках этот тип щита представлен в различных цветовых комбинациях. Тип 26 xl отличается по наличию трёх полос с каждой стороны вместо двух, и полумесяца на треугольной доле.
1.2. 3.
1. Воин, который взял двух пленников 2 и 3. Разновидности щита 26 ixl -- (все "Кодекс Мендоса")
Fig 26 xli-xliii. Щиты изображены в "Лиенсо де Тлашкала", которые, кажется, были заимствованы из миштекских (Mixtec) типов (см. Fig 67 и 68); 26 xli черный с жёлтым ободом и орнаментом (две дуговые полосы и три полумесяца), в то время как 26 xlii имеет обрамленные синим, красные дуговые доли с обеих сторон черной центральной полосы, желтые горизонтальные полосы и "полумесяцы", и синий обод.
Fig 26 xliv -- xlvi Эти -- представляют общий тип щита, который, вероятно, символизирует пернатого змея, связанного с популярным астекским (ацтекским) богом Кецалькоатлем. Все они изображены окрашенными в черно-белом, отсутствие дисков на спирали 26 xliv вероятно, является ошибкой. "Кодекс Мендосы" показывает такой щит у жреца, который захватил четырёх пленников.
Изображение со щитом (26 xlv) жреца, который захватил четырёх пленников ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 xlvii -- Tonalochimalli ("цветок щит"), образец щита связанный с богом цветов, Макуильшочитлем (Macuilxochitl). Встречается в различных вариантах окраски.
Fig 26xlviii Щит с эмблемой, из "Флорентийского кодекса", представляет собой раковину. На портрете в "Кодексе Иштлильшочитля" (Ixtlilxochitl) XVI века представлен Несауалькойотль (Nezahualcoyotl), тлатоани Тескоко (ум. 1472), со щитом этого типа, поле окрашено в синий цвет, с зеленой раковиной и красной оправой и красной привесью (tentlapilollo).
Fig 26 xlix Часто сообщается, что щиты правителей и военачальников носили их личные эмблемы, хотя за исключением этого конкретного примера доказательств в поддержку этой теории совсем мало (см. также 26 xxviii). Эмблема, состоящее из символов воды и животного, как утверждают, представляет тлатоани («тот кто говорит/приказывает») Ауисотля (1486-1503 гг.), чье имя означает "вода-опоссум". Это, вероятно, церемониальный щит, так как боевые сцены неизменно показывают Ауисотля с одним из обычных щитов, описанных выше типов. Поле красное, с изображениями воды и животного в светло-синем цвете, причем последний, с деталями темно-коричневыми, с желтыми глазами и белыми зубами и когтями обрамлёнными красным цветом. Первоначально это был щит с привесью (tentlapilollo), которая возможно была белого и красного цвета.
Вышеуказанный, сохранившийся церемониальный (для боевого очень хрупок) щит Ауисотля.
Fig 26 l. Щит с мрачной маской Камаштли -- бога войны тлашкаланцев (тлашкальтеков). В "Лиенсо де Тлашкала" его несёт старший вождь во время падения Теночтитлана(-Мешико), и, как и предыдущий щит, он, возможно, представляет собой личную эмблему.
Изображение этого щита из "Лиенсо де Тлашкала".
Fig 26 xxvi -- Tecacanecuillochimalli ("изогнутая губная серьга щит") из "Флорентийского кодекса". Кодекс Матритенсе (Matritense), который приписывает этот тип щита капитанам (предводителям), сообщает, что у него было "блестящие черное поле и белая губная серьга". Вождь, сражавшийся за Мендосу в Миштонской (Mixton) войне [(в 1540 -- 1542 гг., Миштон -- крепость на горе, оплот восставших индейцев во главе с Франсиско Тенамастле)] описал свой собственный щит, как зеленый с золотой губной серьгой, и в "Лиенсо де Тлашкала" этот щит представлен в различных цветовых сочетаниях.
Вариант этого щита ("Лиенсо де Тлашкала")
Fig 26xxvii и xxviii Варианты texaxacalochimalli ("толстые губы щит") из "Кодекса Матритенсе" и "Лиенсо де Тлашкала". Щит вождя. Изображенный на 26 xxviii очевидно персональная версия тлашкаланского (тлашкальтекского) вождя общины Окотелолько (Ocotelolco), по имени -- Машишкатль (Maxixcatl), будучи игрой слов на его имя (= maitl рука, ixtli = глаз, atl = вода); поле и обод жёлтые, красные рот с губами и белыми зубами, розовые руки с белыми глазами и белый "нос". Его привесь (tentlapilollo) имела цвета (сверху вниз) жёлтый / красный / жёлтый. Еще один пример щита texaxacalochimalli см. Fig 27xi
Fig 26xxix и xxx Также подписанный, как texaxaxalochimalli, это -- очень распространенный тип, особенно в "Лиенсо де Тлашкала" и "Кодексе Теллериано-Ременсис". Он обычно имеет два, а иногда три, кольца на средней полосе, а иногда имеет "полумесяц" выше и ниже этой полосы. Встречается в источниках окрашенным во многие цвета, 26 xxx -- имеет жёлтое поле, красную оправу, чёрная горизонтальные полосы, и белые кольца, а также, в оригинале, красную привесь (tentlapilollo).
Варианты этого щита ("Лиенсо де Тлашкала")
Fig 26 xxxi Шапочимальи -- Xapochimalli ("зеркальный щит"). Этот тип щита, специально предназначенный для старших вождей, известен в многочисленных цветовых сочетаниях, в том числе жёлтый с синим диском и ободом, жёлтый с красным ободом и красным диском, жёлтый с чёрным ободом и чёрным диском, и светло-синий с золотым диском и золотым ободом (который мог иметь, как упоминает Саагун, золотую бабочку в центре). Xapochimalli щиты, как и тип 26xix иногда имели длинную двойную или тройную кисточку висящую от центра, свисающую вниз ниже края щита; для примера, см. Fig 242.
Этот щит (26 xxxi) носит военачальник тлакатекатль -- tlacatecatl ("Кодекс Мендоса").
Fig 26 xxxii Анауаиочимальи -- Anahuayochimalli. Хотя предназначен для вождей, вне сферы влияния мешиков – астеков (ацтеков), например, в Новой Галисии и Гватемале, он может быть найден в руках самых простых воинов, и во многих цветовых комбинациях.
С таким типом щита (26 xxxii) изображён правитель города Тлателолько Мокиуиш (Moquihuix) в 1473 г. (его победил правитель мешиков (астеков) Ашаякатль и город Тлателолько был покорён Мешико-Теночтитланом)
Fig 26 xxxiii Постекичимальи -- Poztequichimalli ("расселины щит"). Этот щит покрыт наполовину жёлтыми перьями и наполовину зелеными, но вполне вероятно, что встречаются и другие цвета. Некоторые были разделены вертикально, а не горизонтально.
Fig 26 xxxiv Это - другой, но редкий, способ, которым поле щита могло бы быть разделено на два цвета. Этот пример взят из "Лиенсо де Тлашкала".
Fig 26 xxxv - xxxviii. Все эти щиты являются куэштекатльчимальи -- cuextecatlchimalli ("уаштек щит"), из которых 26 xxxv встречается только один раз в "Кодексе Мендоса" так как был по-видимому щитом старшего вождя; его поле синего цвета, чёрная оправа, полумесяцем, и вертикальная черта дугой, и четыре горизонтальные фиолетовые полосы. Варианты в 26xxxvi -- xxxviii взяты из "Лиенсо де Тлашала", где они показаны в использовании обычными воинами астеками (ацтеками) и уаштеками (уастеками); 26 xxxvi -- поле белое, с черными узорами и ободом, и 26 xxxviii – поле жёлтое с оранжево-красными узорами и ободом, но оба встречаются и других цветов. Вариант 26 xxxviii по-разному изображается -- и вертикально и горизонтально.
Изображение щита (26 xxxv) с синим ободом, который встречается только один раз в "Кодексе Мендоса"
Fig 26 ixl и xl. Эти представляют другой распространённый типа cuextecatlchimalli. Одна треть военных костюмов уаштекских (уастекских) в "Кодексе Мендоса" сопровождается типом 26 ixl (все кроме одного из остальных имеют тип 26 xv), они имеют красное или синее поле и обод, их носили в зависимости от цвета военного костюма и черных узоров. Там же изображёно, что красный с синим ободом щит несёт воин, который взял двух пленников. В "Лиенсо де Тлашкале" и других источниках этот тип щита представлен в различных цветовых комбинациях. Тип 26 xl отличается по наличию трёх полос с каждой стороны вместо двух, и полумесяца на треугольной доле.
1.2. 3.
1. Воин, который взял двух пленников 2 и 3. Разновидности щита 26 ixl -- (все "Кодекс Мендоса")
Fig 26 xli-xliii. Щиты изображены в "Лиенсо де Тлашкала", которые, кажется, были заимствованы из миштекских (Mixtec) типов (см. Fig 67 и 68); 26 xli черный с жёлтым ободом и орнаментом (две дуговые полосы и три полумесяца), в то время как 26 xlii имеет обрамленные синим, красные дуговые доли с обеих сторон черной центральной полосы, желтые горизонтальные полосы и "полумесяцы", и синий обод.
Fig 26 xliv -- xlvi Эти -- представляют общий тип щита, который, вероятно, символизирует пернатого змея, связанного с популярным астекским (ацтекским) богом Кецалькоатлем. Все они изображены окрашенными в черно-белом, отсутствие дисков на спирали 26 xliv вероятно, является ошибкой. "Кодекс Мендосы" показывает такой щит у жреца, который захватил четырёх пленников.
Изображение со щитом (26 xlv) жреца, который захватил четырёх пленников ("Кодекс Мендоса")
Fig 26 xlvii -- Tonalochimalli ("цветок щит"), образец щита связанный с богом цветов, Макуильшочитлем (Macuilxochitl). Встречается в различных вариантах окраски.
Fig 26xlviii Щит с эмблемой, из "Флорентийского кодекса", представляет собой раковину. На портрете в "Кодексе Иштлильшочитля" (Ixtlilxochitl) XVI века представлен Несауалькойотль (Nezahualcoyotl), тлатоани Тескоко (ум. 1472), со щитом этого типа, поле окрашено в синий цвет, с зеленой раковиной и красной оправой и красной привесью (tentlapilollo).
Fig 26 xlix Часто сообщается, что щиты правителей и военачальников носили их личные эмблемы, хотя за исключением этого конкретного примера доказательств в поддержку этой теории совсем мало (см. также 26 xxviii). Эмблема, состоящее из символов воды и животного, как утверждают, представляет тлатоани («тот кто говорит/приказывает») Ауисотля (1486-1503 гг.), чье имя означает "вода-опоссум". Это, вероятно, церемониальный щит, так как боевые сцены неизменно показывают Ауисотля с одним из обычных щитов, описанных выше типов. Поле красное, с изображениями воды и животного в светло-синем цвете, причем последний, с деталями темно-коричневыми, с желтыми глазами и белыми зубами и когтями обрамлёнными красным цветом. Первоначально это был щит с привесью (tentlapilollo), которая возможно была белого и красного цвета.
Вышеуказанный, сохранившийся церемониальный (для боевого очень хрупок) щит Ауисотля.
Fig 26 l. Щит с мрачной маской Камаштли -- бога войны тлашкаланцев (тлашкальтеков). В "Лиенсо де Тлашкала" его несёт старший вождь во время падения Теночтитлана(-Мешико), и, как и предыдущий щит, он, возможно, представляет собой личную эмблему.
Изображение этого щита из "Лиенсо де Тлашкала".