«Неизвестные караимы»
КАРАИМЫ. ЕВРЕИ ГОВОРЯЩИЙ НА ТЮРКСКОМ
КАРАИМЫ. ЕВРЕИ ГОВОРЯЩИЙ НА ТЮРКСКОМ
Л. Чижова считает, что караимство возникло в VIII в. в Багдаде. Основателем этого направления cтал Анан Ганаси бен Давид. Он был выходцем из богатой еврейской семьи. Будучи богословом он объеденил вокруг себя часть багдадских евреев. В это направление объеденились саддукеи, фарисеи и ессеи, который занимали антираббанистскую позицию. Ананиты считали, что единственным источником еврейского права и вероучения может быть только «Танах» («Пятикнижье»). Слово караим можно отождествить с еврейским обозначением «карай» (читающий). Багдадские раббаниты обвинили Анана Ганаси в ереси. В период с VIII по Х вв. существовали разрозненые группы тифлиситов, юдганитов, исфаханитов, маликитов которые не признавали истинности Талмуда. Одной из наиболее многочисленных таких групп стали аниниты. Анан бен Давид написал на арамейском языке книгу «Сефер га-мицвот». Он запретил своим ученикам употребление в еду мяса и настаивал на строгом соблюдении шаббата. Анан бен Давид никогда не называл себя караимом. Наименование караим утвердилось в IX в. М. Кизилов считает истинным основателем караимизма Биньямина бен Моше Нахавенди. Учение Анана Ганаси бен Давида состояло в том, что каждый должен найти индивидуальный путь к Господу, человек имеет право искать истину самостоятельно, ему надлежит брать из «Священного Писания», то что он считает правильным, духовенство не имеет права требовать чтобы верующие следовали священослужителям, ритуал не имеет большого значения, существует бессмертие души и справедливое воздание в потустороннем мире. Анан Ганаси бен Давид считал, что существует один бог и что Моисей, Иисус и Мухаммед были равноапостольными пророками.
Ветхозаветный иудаизм он совмещал с иудеями христиан и мусульман. Анан Ганаси бен Давид проповедовал аскетизм. Он также проповедовал благотворительность и милосердие. Среди караимов не было нищих, но они были небогатыми людьми. Алтарь караимского храма кенасы был обращен к Иерусалиму, как и михраб мечетей к Мекке. Пол храма был устлан коврами, перед молитвой караимы подобно мусульманам осуществляли омовение и снимали перед входом обувь. Антропоморфные образы были заменены символами. О персоне Анана Ганаси бен Давида упоминали ал-Масуди, ал-Шахристани, ал-Макризи. В начале IX в. караимизм нашел сторонников на Ближнем Востоке, северной Испании и Византийской империи, на Балканах и в Восточной Европе. Заслуга систематизации караимского вероучения принадлежала Биньямину бен Моше Нахавенди в IX в. Термином «бнэй микра» он называл евреев не признавших Талмуда, а термином «бнэй Мишна» («сыновья Мишны») он называл евреев-раббанитов. Х в. стал временем консолидации караимской общины. Это время было временем когда караимского толкования иудаизма придерживалось от 20 до 30 % членов еврейского населения мира. Сильный удар по караимизму нанес багдадский ученный ребе Саадия Ганон, который написал несколько полемических трактатов против караимов. Строгие последователи доктрины Анана Ганаси бен Давида переселились в Палестину. Они вели там строгую аскетическую жизнь. Там они подверглись ассимиляции со стороны фанатичных мусульман. Они жили в Рамле и Иерусалиме. В Палестине движение караимов приобрело сионистский характер. В 1099 г. караимы Иерусалима вместе с мусульманами и евреями-раббанитами были перебиты крестоносцами.
Они смогли вернуться назад только в 1187 г., когда Салах ад-Дин Аййуби занял Иерусалим. Свободные же трактовки караимской доктрины вели к центробежным тенденциям. Караимизм был галутоцентриским движением (направленным на еврейскую диаспору). Выжили только те караимы, которые придерживались золотой середины в интерпретации караимизма. Центр духовной жизни караимов после падения Иерусалима был перенесен в Испанию и Египет. В Каире жил выдающийся караим поэт Моше бен Аврахам Дари. В Кастилии король под влиянием общины раббанитов в 1177 г. запретил караимизм. Раббанистко-караимский конфликт привлек внимание Моше бен Маймона более известного как Маймонид или Рамбам. В его время получили распространение смешанные раббанистко-караимские браки. Маймонид пришел к выводу, что караимский обряд заключения брака соответствует галахическим нормам, но обряд расторжения брака у караимов не соответствовал галахе. После смерти Маймонида смешанные браки раббанистов и караимов стали редкостью так как создавали юридические сложности. В IX-X вв. караимские авторы занимались грамматикой иврита. Среди караимов вырос выдающийся еврейский грамматик Абу-Аль Фарадж Харун. Караимский автор Даниель бен Моше ал-Кумиси из персидского города Кум, пожалуй, был одним из первых сионистов. Он указывал что долгом каждого еврея является алия в Эрец Исраель. Переехав в Палестину, Даниель бен Моше ал-Кумиси основал там движение «Авелей Цион». Египетский караимский поэт Моше Дари писал стихи на древнееврейском. В XII-XV вв. центром интеллектуальной жизни караимов стает Византийская империя. На иврит с арабского переводятся сочинения. Наиболее выдающимися сочинениями византийских караимов были «Эшкол Хакофер» Иехуды бен Элияху Хаддаси, «Сефер ха-мивхар» Ахарона бен Йосефа ха-Рофе, Ахарона б. Элияху из Никомедии, которого называли «Караимским Маймонидом», и который написал «Ган Эден», «Кетер Тора», Эц Хаим». Отрицая «Талмуд» караимы буквально трактовали «Танах». Караимизм отличался неприятием «Талмуда» и талмудических предписаний. Религиозный календарь караимов основывался на визуальном наблюдении за луной, в то время как раббаниты его математически высчитывали. Караимский Новый Год назывался Йом Труа, но не Рош га-шана. Йом Труа праздновался один день, а не два как у раббанитов. В конце XV в. Элияху бен Моше Башьячи и его ученник Калеб Афендополо сформулировали 10 принципов караимизма. Это был строгий монотеизм, Моисей посланный Господом Пророк, Тора учение посланное Богом.
Ветхозаветный иудаизм он совмещал с иудеями христиан и мусульман. Анан Ганаси бен Давид проповедовал аскетизм. Он также проповедовал благотворительность и милосердие. Среди караимов не было нищих, но они были небогатыми людьми. Алтарь караимского храма кенасы был обращен к Иерусалиму, как и михраб мечетей к Мекке. Пол храма был устлан коврами, перед молитвой караимы подобно мусульманам осуществляли омовение и снимали перед входом обувь. Антропоморфные образы были заменены символами. О персоне Анана Ганаси бен Давида упоминали ал-Масуди, ал-Шахристани, ал-Макризи. В начале IX в. караимизм нашел сторонников на Ближнем Востоке, северной Испании и Византийской империи, на Балканах и в Восточной Европе. Заслуга систематизации караимского вероучения принадлежала Биньямину бен Моше Нахавенди в IX в. Термином «бнэй микра» он называл евреев не признавших Талмуда, а термином «бнэй Мишна» («сыновья Мишны») он называл евреев-раббанитов. Х в. стал временем консолидации караимской общины. Это время было временем когда караимского толкования иудаизма придерживалось от 20 до 30 % членов еврейского населения мира. Сильный удар по караимизму нанес багдадский ученный ребе Саадия Ганон, который написал несколько полемических трактатов против караимов. Строгие последователи доктрины Анана Ганаси бен Давида переселились в Палестину. Они вели там строгую аскетическую жизнь. Там они подверглись ассимиляции со стороны фанатичных мусульман. Они жили в Рамле и Иерусалиме. В Палестине движение караимов приобрело сионистский характер. В 1099 г. караимы Иерусалима вместе с мусульманами и евреями-раббанитами были перебиты крестоносцами.
Они смогли вернуться назад только в 1187 г., когда Салах ад-Дин Аййуби занял Иерусалим. Свободные же трактовки караимской доктрины вели к центробежным тенденциям. Караимизм был галутоцентриским движением (направленным на еврейскую диаспору). Выжили только те караимы, которые придерживались золотой середины в интерпретации караимизма. Центр духовной жизни караимов после падения Иерусалима был перенесен в Испанию и Египет. В Каире жил выдающийся караим поэт Моше бен Аврахам Дари. В Кастилии король под влиянием общины раббанитов в 1177 г. запретил караимизм. Раббанистко-караимский конфликт привлек внимание Моше бен Маймона более известного как Маймонид или Рамбам. В его время получили распространение смешанные раббанистко-караимские браки. Маймонид пришел к выводу, что караимский обряд заключения брака соответствует галахическим нормам, но обряд расторжения брака у караимов не соответствовал галахе. После смерти Маймонида смешанные браки раббанистов и караимов стали редкостью так как создавали юридические сложности. В IX-X вв. караимские авторы занимались грамматикой иврита. Среди караимов вырос выдающийся еврейский грамматик Абу-Аль Фарадж Харун. Караимский автор Даниель бен Моше ал-Кумиси из персидского города Кум, пожалуй, был одним из первых сионистов. Он указывал что долгом каждого еврея является алия в Эрец Исраель. Переехав в Палестину, Даниель бен Моше ал-Кумиси основал там движение «Авелей Цион». Египетский караимский поэт Моше Дари писал стихи на древнееврейском. В XII-XV вв. центром интеллектуальной жизни караимов стает Византийская империя. На иврит с арабского переводятся сочинения. Наиболее выдающимися сочинениями византийских караимов были «Эшкол Хакофер» Иехуды бен Элияху Хаддаси, «Сефер ха-мивхар» Ахарона бен Йосефа ха-Рофе, Ахарона б. Элияху из Никомедии, которого называли «Караимским Маймонидом», и который написал «Ган Эден», «Кетер Тора», Эц Хаим». Отрицая «Талмуд» караимы буквально трактовали «Танах». Караимизм отличался неприятием «Талмуда» и талмудических предписаний. Религиозный календарь караимов основывался на визуальном наблюдении за луной, в то время как раббаниты его математически высчитывали. Караимский Новый Год назывался Йом Труа, но не Рош га-шана. Йом Труа праздновался один день, а не два как у раббанитов. В конце XV в. Элияху бен Моше Башьячи и его ученник Калеб Афендополо сформулировали 10 принципов караимизма. Это был строгий монотеизм, Моисей посланный Господом Пророк, Тора учение посланное Богом.