Ура! Хоть и последний, но успел всё-таки...
Не смотря на то, что именно с моей подачи для Рожденственского конкурса была выбрана тема "Русский Фронтир" (привлекла возможностью охвата самого разнообразного материала, что должно было соответствовать широким интересам участников Конкурса и, в результате, привлечь наибольшее число наших реконструкторов...), лично для меня данная тема интересна более "масштабными" вопросами (хронология покорения/освоения, общее взаимовлияние культур и политическая составляющая взаимоотношений разных народов между собой...), а вот такие тонкости, как детали костюма и вооружений, увы - не мой "конёк" (особенно для данного периода), поэтому и было весьма интересно ознакомиться как с работами конкурсантов, так и с привлечёнными ими источниками... Кроме того интересны и оценки членов жюри, которые разбираются в частностях не в пример лучше моего...
Учитывая тот факт, что были уже озвучены и разобраны "косяки" конкурсантов в свете костюма и вооружений, постараюсь на этот раз быть более кратким, т.е. ограничусь более общими замечаниями (или как получится...)...
Итак, будем оценивать работы конкурсантов сразу по трём параметрам: историчность рисунка (сразу скажем, что все работы укладываются в заданную историческую эпоху, хотя есть "косяки" по региону...), умение работать с несколькими источниками одновременно (тут тоже всё в основном в порядке, т.к. в той или иной мере привлекались все представленные участниками источники и артефакты...) и степень углубленности и проработанности самой исторической личности (тут имеется бОльшее разнообразие в степени разработанности...)...
В-общем, идём по списку:
Anri: бесспорно, что оба персонажа относятся к заявленной эпохе; хорошо использована подборка артефактов по реконструкциям Л.Боброва (один из лучших историков-реконструкторов вооружений на Позднее Средневековье и Новое время для Ц.Азии и Сибири, поэтому его реконструкции стоят на уровне с реальными артефактами и вполне могут использоваться в качестве "первоисточника"...); касаемо же кольчуги на Бейтоне, то мода на защитный доспех в Сибири несколько отличалась от моды в самой России (напр.служилые люди и казаки с удовольствием использовали те-же трофейные и местные куяки, если имелась такая возможность, а уж "родная" или кайсак-казацкая кольчуга использовались в Сибири ешё долгое время и при Петре...); по поводу третьего параметра оценки, то бурят - это всё же некий обобщённый образ, а не реальный персонаж, поэтому его реконструкция вполне исторична и хоршо проработана, да и Бейтон в образе казачьего полковника, возглавившего "полк" казаков, идущих на подмогу гарнизону Албазина, тоже вполне мог выглядеть именно таким (всё равно мы знаем только фрагменты его биографии, да и то в основном "сибирской", а уж о внешнем виде - вообще ничего не известно...), хотя проработки его экипировки хотелось бы более подробной (ну этот момент и ошибки уже обсуждались)...
cheremis: не смотря на то, что оба персонажа относятся к заявленной эпохе, схематичность изображений снижает оценку по данному параметру; представленные источники и артефакты в-общем действительно не соответствуют избранным персонажам (ИМХО для черемиса надо было бы обратить внимание на "экзотические" предметы экипировки, такие как плетёные колчан и чехол для топора, да и на сам топор местного типа, вот это бы стало большим плюсом...); та-же схематичность сказалась и на слабой проработке представленных образов (хотя Бейтон-на-костылях чётко укладывается в наиболее известный эпизод его биографии...)...
DraconD: без сомнений, все персонажи его многофигурных композиций чётко укладываются в избранный период, хотя к заявленному условиями конкурса региону имеют весьма опосредственное отношение; поражает попытка представить на своих персонажах реальные артефакты той эпохи, не смотря на то, что практически все эти предметы относятся к разным комплектам вооружения (возможно и различаются между собой хронологическими рамками...); к сожалению, за подробными проработками предметного мира совсем теряются сами личности избранных персонажей... Увы, всё отмеченное весьма заметно снижает оценку представленных конкурсантом работ, хотя в другом конкурсе (напр. в посвящённом России XVII века), они бы получили намного более высокую оценку...
erema85: если Болховской прекрасно соответствует заявленному периоду, то вот Бейтон больше подошёл бы к персонажу из более поздних времён (скажем к участникам Великой Северной экспедиции или непосредственно к экспедиции В.Беринга...); обидно, что источниками стали в основном реконструкции нашего времени (видимо автор им полностью доверяет, вероятно считая, что миниатюристы и художники уже глубоко проработали материалы для своих прекрасных фигурок и рисунков, что не всегда может соответствовать истине...) и даже наличие немногочисленных артефактов, использованных в представленных работах, не отменяют данного факта; высокая степень проработанности представленных исторических личностей создаёт чувство исторической достоверности персонажей, хотя наличие трубки у Бейтона всё-таки несколько смущает (не смотря на представленные статьи от Ratsha)...
Jackel: с историчностью пресонажей, как я уже отмечал в начале поста, всё в норме, обоих можно было встретить в данную эпоху и даже в заявленном для конкурса регионе; особенно хорошо разработан олений чукча (с привлечением вполне адекватного материала, относящегося и к выбранной эпохе...), но вот Бейтон нескольо подкачал, так как фактически ничего в его образе не указывает на его "сибирство/сибирячество" (конечно вполне допустим такой персонаж и для Сибири, но такого можно было встретить и в самой России...), к сожалению даже наличие кольчуги на это не указывает (какие-нибудь порубежники с Засечной черты вполне могли иметь её в своём комплекте вооружения); исторические личности проработаны весьма глубоко и если олений чукча - всё же образ собирательный, то Бейтон вполне может соответствовать своему реальному прототипу (особенно европейские усики и бородка, а также вполне себе породистый "французский" нос, вполне имели место быть в начале его "сибирской" эпопеи...)...
Tooril: и узбек и сам Бейтон вполне историчны, даже с учётом того, что они относятся к началу и к концу заявленной в конкурсе эпохе; явно заметна работа с более многочисленными источниками, чем представлено для жюри (но на это уже указывалось...); степень проработки персонажей весьма высока, хотя имеются и замечания: ИМХО для шар-айна вполне было бы к месту орнаментальное украшение по краю или на самом поле зерцала, т.к. обладатель оного, судя по набору вооружения, вполне такое мог себе позволить...; ИМХО панцирь же самого Бейтона (интересно каким ветром занесло его прототип в Ачинский музей?) практически не заметен на фигуре и, учитывая уже практическу полное "вхождение" персонажа в местные реалии (о чём говорят великолепная шуба и якутские торбазы), есть сомнения в использовании оного (или подобного) нашим героем...
vened_14: персонажи, представленные конкурсантом, вполне историчны как по времени, так и по региону (оба образа могли встречаться среди сибирского служилого люда); привлечение многочисленных источников делают фигуру его служилого человека весьма достоверным с точки зрения истории освоения/покорения Восточной Сибири, несколько хуже с образом Бейтона, т.к. источниками для него послужили в основном пусть и хорошие, но более поздние рисунки (аж второй половины XIX в.) и чья достоверность несколько спорная...; служилый человек, не смотря на то, что его образ всё же весьма обобщённый, более углублён и проработан (видно, что автор данной темой уже давно занимается...), чем образ Бейтона (это уже отмечалось и до меня, поэтому не будем углубляться...)...
сергей1: историчность его персонажей до сих пор не оспаривалась ни кем, т.к. она вполне соответствует заявленной теме конкурса (к сожалению образ Бейтона, по комментариям самого автора реконструкции, "выпал" за рамки заявленного в конкурсе региона...); работа с несколькими источниками на высоте (хотя и не все они нашли достойное место в реконструкциях...); высокая степень проработки исторических личностей как казака в трофейном манчжурском доспехе (кстати, почему именно трофейном, ведь известно, что много казаков, пришедших разными путями на Амур и в Албазин, в конце-концов ушло на службу к цинскому императору, который даже выделил для их поселения целый участок к северо-востоку от Запретного города, на трритории которого много лет спустя и была основана Православная миссия в Пекине...), так и самого Бейтона (явно кавалерист и ловелас, ещё не растративший своего прусского аристократизма...)...
При подведении окончательных итогов грустно отметить, что цветные реконструкции выбыли из соревнования в связи с тем, что их персонажи хоть и соответствовали заявленной эпохе, но оказались "пришельцами" из другого региона, из-за чего вторые персонажи, напр.представленные у Ерёмы и сергея1 (что особенно обидно, т.к. они в своёй группе персонажей - лучшие...), не смотря на то что соответствуют заявленному региону, оказались вне конкрентной борьбы... Оценка же идёт в связке, по обеим предсталенным работам, а не по одной...
В-общем, после долгого и тяжёлого раздумья, т.к. все реконструкции безусловно хороши, пришёл к такому итогу:
I место получает Tooril
II место получает Anri
III место получает Jackel
Вот такая арифметика получается...
Однако... много накорябал...