Мамич-Бердей (? — около 1556, Москва) — герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552—1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Русскому государству, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
Встречал гипотезу что Мамич это титул и значил молочного брата казанского хана .
Spoiler (expand)
Что знаю о нём - после взятия Иваном Грозным Казани не дал клятвы (шерти) Ивану Грозному . Осуществлял руководство восстанием . Упросил ногайцев прислать ему , на царство , Чингизида Ахполбея (в качеств дипломатического дара были посланы доспехи воеводы Салтыкова) Сам воевода был взят в плен и зарезан.
В доказательство успехов повстанцев в борьбе против Москвы МАМИЧ-БЕРДЕЙ послал астраханскому хану Измаил-Мурзе доспех, снятый повстанцами с русского воеводы.. Это его государственное образование историк Бахтин считает наиболее независимым в истории марийцев . После того как понял , что от Ахполбея больше вреда чем пользы (в летописях говорится что тот начал притеснять черемис) Мамич-Бердей казнил того , а голову воздел на дерево была перебита и свита - 300 татар . После этой истории черемисы выбрали своих атаманов (как говорится в летописи) . Объединив под своим крылом черемис , татар и удмуртов пытался перенести восстание на горную сторону , но под предлогом переговоров был предан сотенным князем горных черемис (или же чуваш) Алтышем и передан Москве и по сей день в марийском языке словом Алтышка зовут лжецов . Предположительно казнён в Москве .
Интересно то что и его потомки продолжили его дело . Дети Мамич-Бердея продолжали владеть его волостями вплоть до начала 2-й Черемисской войны, 1571-1574. Сын Мамич-Бердея Качак был одним из лидеров освободительного движения во 2-й Черемисской войне. Внук Мамич-Бердея Джан-Гали.
Джан-Гали (середина XVI века — ?) — чирмышский (марийский) князь Казанского царства в составе Русского государства, внук князя Мамич-Бердея, сын муллы Абдразака. Как и его дед, был сторонником независимости от России. По вероисповеданию — мусульманин.
Поддержал восстание Болотникова, вёл боевые действия по освобождению Мамич-Бердеевых земель. Взял Яранск, Чебоксары, затем укрепился в Иске Казани на территории нынешнего Высокогорского района Татарстана. Провёл в Стамбуле успешные переговоры на предмет военной поддержки, войско было выделено, однако не было пропущено астраханскими казаками.
С 1613 по 1618 годы Джан-Гали вёл оборонительные бои с царскими войсками. В итоге ему с отрядом с трудом удалось прорваться сквозь несколько застав и уйти в Башкирию. Там следы Джан-Гали потеряны.
Городище Ташкирменское — городище на территории Республики Татарстан при впадении Меши в Каму, примерно в 70 км от Казани, недалеко от Лаишево. В прошлом крепость, поставленная в 1553 году марийским князем Мамич-Бердеем, возглавившим движение сопротивления после падения Казанского ханства. Вскоре крепость была сожжена и разорена русскими.
Затем на этом месте была основана татарская деревня Таш-Кирмен, что в переводе с татарского означает «каменная крепость». Впервые упоминается в Казанских писцовых книгах 1648 года. В настоящее время в Таш-Кирмен проживают крещёные татары. После создания Куйбышевского водохранилища уровень воды был значительно поднят и прибрежная территория размыта. По словам местных жителей, из-за размытия территории, в том числе древних кладбищ, в советское время дети часто находили на берегу археологические материалы (древние монеты, украшения, сабли), которые впоследствии обменивались у взрослых на конфеты.
Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л. Яндакова. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Мамич-Бердея также почитают татары и удмурты.
Вот кстати ответ на мою находку от кандидата наук .
Сергей СвечниковСтаниславу
Вопрос об Ахполбее для науки оказался очень сложным. Одни (в основном татарские историки) пишут, что был Али-Акрам, а не Ахполбей, другие (В.В. Трепавлов) считают, что Ахполбей и вся история, связанная с ним - это выдумки московских писак, третьи (А.Г. Бахтин, К.Н. Сануков и др.) полностью доверяют сведениям летописей и Курбского. Версия насчет Такбилди интересная. Это был калга, второй по значимости человек в Астраханском ханстве после хана. В ногайсих посольских книгах он упоминается только под 1552 годом, но имя Акполбей вовсе там не встречается. Правда, там можно встретить другие созвучные имена - ногайского мирзу Такболду, ногайского посла Тлохбердея. Надо будет как-нибудь с Бахтиным и Трепавловым (главным специалистом по Ногайской орде) по этому поводу поговорить. Спасибо за подсказку.