Обычно исследователи вопросов, связанных с развитием колесниц, противопоставляют тяжелые ранние колесницы легким колесницам середины второй половины II тысячелетия до н.э. Это противопоставление представляется не совсем правомерным, т.е. правомерным лишь отчасти. Видимо, на эту мысль их навели сохранившиеся древнеегипетские экипажи (табл.4: 5, 6), действительно очень легкие, сделанные из дерева. Но сохранившиеся египетские экземпляры - это выездные, парадные образцы из погребений фараонов и высшей знати. Для боевой же колесницы излишняя легкость вредна, так как делает колесницу неустойчивой, в значительной степени лишает ее натиск силы. На самом деле легким был лишь деревянный каркас колесницы; борта же затягивались толстой кожей, досками, плетенкой из прутьев и нередко обивались бронзовыми, а позднее и железными бляхами, пластинами, чешуями /37, с.82; 28, с.221, рис.20/ (табл.4: 4).
Особенно тяжелыми были такие изящные с виду колеса со спицами: они могли иметь спицы из бронзы - на каждую спицу шло около килограмма металла, бронзовые ободья и оковки с шипами/гвоздями, на которые для пары колес могло идти до 30 кг бронзы, как явствует из письменных источников /37, с . 113-114/...
Таблица 4. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ КОЛЕСНИЦЫ.
1 - фаянсовый кубок, вторая половина XVII в. до н.э. (собрание Итонсхого колледжа); 2 - иероглиф из надписи в Аль Кабе, начало XV в. до н.э., колесница фараона Яхмоса I перед Аварисом в 1560 г. до н.э.; 3 - скарабей Тутмоса I, 1500-1494 гг. до н.э.; 4 - роспись гробницы Менны в Фивах, 1420-1411 гг. до н.э.; 5 - колесница из гробницы родителей жены Аменемхета III, около 1375 г. до н.э. (Каир, Египетский музей); 6 - колесница из гробницы Тутанхамона, около 1350 г. до н.э. (Каир, Египетский музей)
...Египетский язык имел для колесницы два термина: семитский -
м.р.к.б.т., распространенный по всей Сирии и Палестине, и
уаре-рет , восходящий к индоиранскому оригиналу /27, т.I, с.334, т.II, с.113/ Конечно, западно-семитское
м.р.к.б.т должно быть для этого региона более древним, поскольку оно практически тождественно аккадскому
наркабту, восходящему к III тысячелетию до н.э., но в Египте оба термина фиксируются практически одновременно - после XVI в.до н.э.
Для нового этапа боевого применения колесниц становится характерной их массовость. Источники сообщают о сотнях и даже тысячах колесниц, участвующих в сражениях /1, с.41, 49/, что, за редкими исключениями, вероятно, является преувеличением! Как видно из описания и изображений битвы при Кадеше /42/, в задачу колесничных отрядов входила не только лобовая атака, но и обход вражеского войска с флангов. Для фронтальной атаки колесницы выстраивались в две линии в шахматном порядке, чтобы повозки второй линии не вре-зались в колесницы первой; для охвата же они двигались колонной, причем трудно сказать, разворачивались ли они для соприкосновения с противником в момент сближения лицом к нему, что являлось крайне сложным маневром, особенно для большого числа боевых экипажей, или же они ограничивались передвижением вдоль флангов противника по направле-нию к его тылам, расстреливая его из луков и забрасывая дротиками.
Литература, на которую ссылается автор:
1. Афанасьева В.К. К проблеме толкования шумерских рельефов.// Культура Востока. Древность и ранее средневековье. Л., 1978.
27. Еrman А., Grapow Н. Worterbuch der Aegiptischen Sprache. Bd I-II. Веleystellen II, 2. Веrlin, 1955.
28. Каrageorgis V., Мasson Е. А рropos de la decouverte d'eccailles d'armure en bronze a Gastria-Allas (Сhipre). // Аrchaologischer Anzeiger, 1975, Нt 2.
37. Salonen A. Die Landfahrzeuge des Alten Mesopotatnien, Helsinki, 1951.
42. Yadin Y, The Art of Warfare in Biblical Lands. Jerusalem Ramat Can, 1963.