Отличная реконструкция поединка Тулла Ауфидия (слева) и Тита Марция Кориолана (справа), сделанная на чётко просматривающихся и вполне узнаваемых источниках. В основе образа Тулла Ауфидия, военачальника вольсков, находится знаменитая статуя из Капестрано, которая воспроизводит образ сабинского воина. Вольски в конечном итоге принадлежали к той же культуре, хотя и жили несколько западнее, в т.ч. на территории южного Лация. Воин из Капестрано несколько старше описываемых событий, однако комплекс оружия и доспеха, который мы на нём видим, сохранятся в употреблении вплоть до конца V в. до н.э. На голове Ауфидий носит этрусский бронзовый шлем типа Негау с окрашенным в красный волосяным султаном. Шлем открытый, без нащёчников, носится на подбородном ремне. Силуэт шлема в действительности немного крупнее, чем это передано на рисунке. На шее у воина что-то вроде ожерелья, на правой руке браслет (кстати, воин из Капестрано носит браслеты на обеих руках). Доспех состоит из бронзового чеканного нагрудника круглой формы, который носится на сложной системе ремней. Мне кажется, что воин из Капестрано носит меч на груди лишь потому, что скульптор хотел, чтобы эта деталь вооружения бросалась в глаза зрителю, а так-то меч носился на левом (?) бедре, как это было принято у народов Италии в то время. Сам меч соответствует изображению, а также реальным археологическим находкам того времени. Щита у воина из Капестрано нет, но если бы был, скорее всего это был кельтско-италийский скутум, у Плутарха и Ливия напрямую связывавшийся с сабинским вооружением. Художник на реконструкции вооружил Ауфидия круглым гоплитским щитом, что, на мой взгляд даже лучше подходит к изображенной ситуации, поскольку вольски, в отличие от горцев-сабинян, имели прочные связи с городами южной части Лация, сражались врукопашную тесным строем. Из-за этих же ассоциаций гоплитское копье с подтоком, которым вооружен Ауфидий, выглядит более уместно, чем два дротика, которыми вооружен воин из Капестрано. Я бы изобразил Ауфидия босым, но на картинке он носит сандалии, которые также взяты со сцены из Капестрано.
Тит Марций Кориолан выглядит как высокопоставленный римский воин первой четверти V в. до н.э. Его облик сложился в результате реформы Сервия Туллия в конце VI в. до н.э., которая стала первым шагом по укоренению в Риме гоплитской военной организации, тактики и вооружения. Наш персонаж на реконструкции выглядит как воин-гоплит, вооруженный тяжелым копьем с подтоком и круглым щитом, носящий бронзовый шлем, панцирь и поножи. Этот комплекс вооружения был описан Ливием и Дионисием Галикарнасским как атрибут воинов первого имущественного класса, к числу которых по своему происхождению принадлежал Тит Марций Кориолан. Весьма уместно на нём выглядит комплекс военного снаряжения из латинского Ланувия, который датируется ок. 475 г. до н.э. Шлем из Ланувия открытый, носится на подбородочном ремне без нащёчников. Украшением шлема является окрашенный волосяной султан, элементами крепления которого являются бронзовые фигурки на верхушке шлема. Два пера по обеим сторонам шлема также выглядят вполне уместно, однако оригинальный шлем из Ланувия, судя по форме боковых элементов крепления, был украшен не перьями, а чем-то вроде рогов. Панцирь скорее всего имеет южно-италийское или греческое происхождение. Согласно Ливию, римляне сражались копьями, подобными тому, которое мы види здесь на реконструкции. Вспомогательным вооружением является однолезвийный меч-копис, который носится в ножнах на портупее на левом бедре. Судя по фрагменту росписи, её сюжетом является Капитолийская волчица с близнецами Ромулом и Ремом. Поножи для римлянина, также являются «уставным» видом вооружения. Заметим, их противник поножей не носит. Также как с обувью первого бойца, я бы предпочел видеть Тита Марция босым, но сандалии, в которые он обут на реконструкции, выглядят вполне аутентично. Возраст обоих персонажей нам неизвестен, но оба были, скорее мужчинами зрелого возраста, нежели юношами и потому могли носить бороды. С другой стороны, оба они принадлежали к аристократии, в среде которой был весьма распространен обычай брадобрития.
Думаю, что реконструкция заслуживает оценки 9 (девять) баллов.