Dungeon Lords

Название: Dungeon Lords
Жанр: Action RPG
Разработчик: Heuristic Park
Издатель: DreamCatcher Interactive (в России – 1С)
Дата выхода:
- 2005 (только боль, только хардкор, только... Баги!)
- 2006 (Dungeon Lords Collector's Edition, оно же – Золотое Издание – исправленная и допиленная, в дальнейшем речь пойдёт преимущественно о ней)
- 2012 (Dungeon Lords MMXII – еретический ремастер)
- 2015 (Dungeon Lords Steam Edition – стим-версия, не играл).
Системные требования: учитывая год выпуска игры, думаю, что детализировать их смысла нет – в 2025 году запуститься на любом утюге . Работоспособность на Windows 11 проверена: скопированная просто всей папкой с ноутбука с Windows 7 на ноутбук с Windows 11 игра запускается и идёт без проблем, тормозов или вылетов.
Жанр: Action RPG
Разработчик: Heuristic Park
Издатель: DreamCatcher Interactive (в России – 1С)
Дата выхода:
- 2005 (только боль, только хардкор, только... Баги!)
- 2006 (Dungeon Lords Collector's Edition, оно же – Золотое Издание – исправленная и допиленная, в дальнейшем речь пойдёт преимущественно о ней)
- 2012 (Dungeon Lords MMXII – еретический ремастер)
- 2015 (Dungeon Lords Steam Edition – стим-версия, не играл).
Системные требования: учитывая год выпуска игры, думаю, что детализировать их смысла нет – в 2025 году запуститься на любом утюге . Работоспособность на Windows 11 проверена: скопированная просто всей папкой с ноутбука с Windows 7 на ноутбук с Windows 11 игра запускается и идёт без проблем, тормозов или вылетов.
4 мая 2025 года исполнилось 20 лет легендарной Dungeon Lords, а на форуме до сих пор нет темы, посвящённой этой игре! Немедленно исправляю!
Как я познакомился с Dungeon Lords
Спойлер (раскрыть)
Once upon a time, в 2006 году мне попалась впечатляющая своими размерами (4 CD – это вам не шутки!) коробка с суровым магом на обложке и надписью: "Ролевая игра от Дэвида Брэдли". Вот такая:
![Imp]()
Кто такой Дэвид Брэдли (D.W. Bradley), я понятия не имел, а Интернет тогда ещё не был в наших краях повседневностью. Сейчас-то – другое дело, погуглите, ведь человек заслуженный и сильно повлиял на развитие компьютерных ролевых игр. Однако описание сулило неизведанный мир, путешествия и приключения, и я клюнул...
То самое описание:

Кто такой Дэвид Брэдли (D.W. Bradley), я понятия не имел, а Интернет тогда ещё не был в наших краях повседневностью. Сейчас-то – другое дело, погуглите, ведь человек заслуженный и сильно повлиял на развитие компьютерных ролевых игр. Однако описание сулило неизведанный мир, путешествия и приключения, и я клюнул...
То самое описание:
«Dungeon Lords. Золотое издание» – эпическая Action/RPG с видом от третьего лица, повествующая о череде коварных предательств, о лютой ненависти великих правителей и о войне, в которую выливается людская жажда власти. «Золотое издание» игры содержит новые задания, заклинания, предметы, монстров, а также новую геральдику и расширенные возможности по созданию собственного персонажа.
- Огромный мир, населенный сотнями жителей и разнообразнейших существ: города, поселки, замки, подземелья, храмы, болота и арктические пустоши.
- Хитроумные и коварные враги – не знающие жалости кровожадные обитатели мира Dungeon Lords.
- Богатый арсенал оружия и магических заклинаний, разнообразные приемы рукопашного боя и специальные боевые комбинации, десятки персонажей и сотни увлекательных заданий.
- Гибкая ролевая система, позволяющая создать по-настоящему уникального героя: десятки рас, классов, боевых способностей и специальных навыков.
Увы, как часто бывает, описание не во всём соответствовало действительности (кое-где приврали по малости, а кое-где по полной: арктических пустошей я так и не увидел, возможно они ожидались в несуществующих DLC). Но несмотря на это, игра меня увлекла. Правда, в тот первый раз я её так и не прошёл, забуксовав на головоломках и багах (никогда не выходите из Призрачных Руин (Shadow Ruins) до выполнения тамошнего квеста), а потом и TES IV Oblivion вышел, но игра запала мне в душу и в последующие годы я прошёл её от начала и до конца несколько раз. - Огромный мир, населенный сотнями жителей и разнообразнейших существ: города, поселки, замки, подземелья, храмы, болота и арктические пустоши.
- Хитроумные и коварные враги – не знающие жалости кровожадные обитатели мира Dungeon Lords.
- Богатый арсенал оружия и магических заклинаний, разнообразные приемы рукопашного боя и специальные боевые комбинации, десятки персонажей и сотни увлекательных заданий.
- Гибкая ролевая система, позволяющая создать по-настоящему уникального героя: десятки рас, классов, боевых способностей и специальных навыков.
Так что же такое Dungeon Lords? Action RPG с упором на экшн. Вам предстоит сражаться с толпами монстров, карабкаться, нырять, прыгать через пропасти, уворачиваться от ловушек и решать несложные* головоломки. RPG-составляющая заключается в прокачке характеристик и обширного и не всегда очевидного "древа" навыков, а также в освоении профессий, дающих доступ к определённым навыкам. Не ждите, однако, сложного билдостроения (герой в любом случае будет специалистом широкого профиля) или глубокого отыгрыша – главный и побочные квесты прямолинейны, а концовка всего одна. Но обо всём по порядку.
Персонаж | Мир игры | Сюжет
Спойлер (раскрыть)
Эльфийская девушка смешком золота большой убивалкой
Практически любая RPG начинается с создания персонажа. В Dungeon Lords у нас на выбор 7 рас: классическое трио люди/эльфы/гномы и более экзотическая четвёрка – завры (форменные рептилоиды), вильваны (суровые волколюды), урготы (большие, сильные, тупые... навроде орков, короче) и трэли (мелкие, хитрые и злобно хихикают – типа гоблинов, хотя собственно гоблины в игре тоже присутствуют. Для людей и эльфов также доступен выбор женского персонажа. Ещё можно настроить причёску и растительность на лице, цвет волос, кожи (чешуи или шерсти), ведущую руку. Выбор расы и пола влияет не только на начальные характеристики, но и делает доступным в процессе прохождения бонусное оружие (для эльфов), дополнительный квест (для урготов, вильванов, завров и трэлей) и целую секретную гильдию с линейкой профессий (для женщин). Поэтому (а ещё потому, что всю игру вы будете наблюдать туго обтянутую бронёй (ох уж этот олдскульный дизайн
) задницу персонажа) мой выбор – эльфийка. Да, поначалу хрупковата, но потом в процессе прокачки это нивелируется.
![Imp]()
Тот самый олдскульный дизайн. Туго обтянутая бронёй задница и бронесоски на бронегрудях латной кирасы прилагаются
И вот такие хари нам предлагают в качестве альтернативы:
![Imp]()
Увидеть рептилоида и умереть или он слишком много знал
Потом выбираем профессию (сразу даёт бонус к определённым навыкам и возможность пользоваться, в случае выбора Мага или Адепта, магическим оружием, а таже открывает доступ к более продвинутым профессиям в дальнейшем (всего есть три уровня профессий); продвинутые профессии имеют требования к характеристикам и навыкам персонажа) и распределяем очки характеристик (характеристики есть прямые, в которые мы вкладываем очки, и производные – зависящие от первых) и навыков.
![Imp]()
Ангел и мегера в одном лице… Игра позволяет создавать реалистичные характеры!
Не буду описывать все тонкости, в игре есть описания характеристик и навыков, а в интернете полно подробных гайдов, но на всякий случай поясню, что Честь (Honor), характеризуемая загадочным «это мера вашей отваги и воинской доблести» нужна для получения доступа к профессиям в процессе игры и также влияет на цены у торговцев. А «Удар» (Strike) отличается от «Урона» (Damage) тем, что первый влияет на точность попаданий и степень пробития вражеской брони, а второй собственно является показателем чистого урона. Красная полоска – жизнь, синяя – опыт. Остаётся выбрать герб, дающий небольшой бонус (к концу игры у героя будет целая коллекция гербов, действующих одновременно) и задать имя персонажа. Добро пожаловать в игру!
![Imp]()
Как прекрасно видно на карте, мир игры представляет собой довольно разветвлённую систему "коридоров"-локаций, ограниченных непреодолимыми горами. Весь мир изначально для исследования недоступен, по мере прохождения основного сюжета постепенно будет открываться доступ к новым локациям. Из олдскульных плюсов, места нам указывают на словах («сверни от городских ворот направо и иди по лесной тропе до болот»). В целом, мир на поверхности в основном служит для довольно утомительных забегов между точками интереса (потом можно открыть систему телепортов, значительно облегчающих дело) и случайных встреч с противниками. Разработчики заботливо подошли к тому, чтобы игрок ничего не пропустил, поэтому все точки интереса за исключением нескольких расставленных в удалённых местах сундуков связаны с квестами (которых тут на самом деле не так уж и много). Но игра не даром зовётся Dungeon Lords, и самое интересное игрока ждёт в Подземельях, которых тут несколько штук. Они многоуровневые и сильно разветвлённые, поэтому мини-карта, которой, кстати, не было в релизной версии игры, будет выручать вас не раз и не два. Здесь игрока ждут самые интересные противники, боссы (от предавшего господина вассала до древней змеиной богини), ловушки (например, проваливающиеся полы, фонтаны огня или яда и прочие радости жизни) и головоломки (от "найди рычаг и почини лифт" и "нажми в нужном порядке на кнопки" до сводящих с ума блужданий через порталы).
![Imp]()
Джеронимо!
![Imp]()
Игра в классики над бассейном с кислотой
![Imp]()
Типичные гостеприимные хозяева
Также в игре есть несколько условно безопасных (грабителей из-за угла никто не отменял) городов (человеский, нелюдский и прискорбно микроскопический эльфийский), но за исключением торговцев и редких квестовых персонажей они населены одинаковыми безжизненными NPC и одинаково безжизненны. К слову о местных эльфах, лорд Галебрианд и волшебник Эмминдор, Ёси Тамако и род Фатьен из крепости Ульм – это всё эльфы. Тут они представляют из себя гремучую смесь из классических а-ля Толкин, самураев и внебрачных потомков Дарта Сидиуса.
![Imp]()
Направо пойдёшь – в Скалдун попадёшь.
![Imp]()
Он знает много тайн тёмных путей.
![Imp]()
Просссто волшшшебник.
![Imp]()
Типичный эльф
Необычной особенностью игры является то, что в ней нет музыки. Совсем, за исключением главного меню. Но каким-то образом это абсолютно не портит впечатление. Фоновых звуков вполне достаточно, а как сочно озвучены монстры! Все эти хрипы, скрипы, бульканье… Также у игры полная русская озвучка, где знакомые по многим играм актёры знакомо переигрывают, что тоже является однозначным плюсом и дополняет общую атмосферу.
Основная, она же единственная, тема.
И всё заверте...
В принципе – ничего необычного. Играем за типичного «рыцаря в сияющих доспехах» – спасаем принцессу, принца, короля, волшебника, весь мир… Нормальная, хоть и без особых изысков, фэнтезийная история для старинной игры в жанре Action RPG. Развилок и выборов нет, как я уже писал выше, концовка только одна. Побочные квесты связаны с основным, не пропустишь, и тоже линейны. Единственная «развилка» – в одном из подзаданий главного квеста можно выбрать, играть ли со злобным демоном в загадки ценой потери своих характеристик или не заморачиваться и набить ему морду. Конечно второе! Вроде всё… Ах да, лучшая комната – в конце коридора. Квесты гильдий связаны с получением новых профессий и выглядят примерно так: «Хочешь стать паладином/самураем/друидом? Хорошо, тогда слушай. На краю болота/леса/озера живёт злой паладин/самурай/друид, убей его и возвращайся». Идём в указанное место, там среди природы гуляет злыдень с прислужниками. Разумеется, если квест не взять, на месте никого не будет, все появляются только по квесту.
Персонаж
Эльфийская девушка с
Практически любая RPG начинается с создания персонажа. В Dungeon Lords у нас на выбор 7 рас: классическое трио люди/эльфы/гномы и более экзотическая четвёрка – завры (форменные рептилоиды), вильваны (суровые волколюды), урготы (большие, сильные, тупые... навроде орков, короче) и трэли (мелкие, хитрые и злобно хихикают – типа гоблинов, хотя собственно гоблины в игре тоже присутствуют. Для людей и эльфов также доступен выбор женского персонажа. Ещё можно настроить причёску и растительность на лице, цвет волос, кожи (чешуи или шерсти), ведущую руку. Выбор расы и пола влияет не только на начальные характеристики, но и делает доступным в процессе прохождения бонусное оружие (для эльфов), дополнительный квест (для урготов, вильванов, завров и трэлей) и целую секретную гильдию с линейкой профессий (для женщин). Поэтому (а ещё потому, что всю игру вы будете наблюдать туго обтянутую бронёй (ох уж этот олдскульный дизайн

Тот самый олдскульный дизайн. Туго обтянутая бронёй задница и бронесоски на бронегрудях латной кирасы прилагаются
И вот такие хари нам предлагают в качестве альтернативы:

Увидеть рептилоида и умереть или он слишком много знал
Потом выбираем профессию (сразу даёт бонус к определённым навыкам и возможность пользоваться, в случае выбора Мага или Адепта, магическим оружием, а таже открывает доступ к более продвинутым профессиям в дальнейшем (всего есть три уровня профессий); продвинутые профессии имеют требования к характеристикам и навыкам персонажа) и распределяем очки характеристик (характеристики есть прямые, в которые мы вкладываем очки, и производные – зависящие от первых) и навыков.

Ангел и мегера в одном лице… Игра позволяет создавать реалистичные характеры!
Не буду описывать все тонкости, в игре есть описания характеристик и навыков, а в интернете полно подробных гайдов, но на всякий случай поясню, что Честь (Honor), характеризуемая загадочным «это мера вашей отваги и воинской доблести» нужна для получения доступа к профессиям в процессе игры и также влияет на цены у торговцев. А «Удар» (Strike) отличается от «Урона» (Damage) тем, что первый влияет на точность попаданий и степень пробития вражеской брони, а второй собственно является показателем чистого урона. Красная полоска – жизнь, синяя – опыт. Остаётся выбрать герб, дающий небольшой бонус (к концу игры у героя будет целая коллекция гербов, действующих одновременно) и задать имя персонажа. Добро пожаловать в игру!
Мир игры

Как прекрасно видно на карте, мир игры представляет собой довольно разветвлённую систему "коридоров"-локаций, ограниченных непреодолимыми горами. Весь мир изначально для исследования недоступен, по мере прохождения основного сюжета постепенно будет открываться доступ к новым локациям. Из олдскульных плюсов, места нам указывают на словах («сверни от городских ворот направо и иди по лесной тропе до болот»). В целом, мир на поверхности в основном служит для довольно утомительных забегов между точками интереса (потом можно открыть систему телепортов, значительно облегчающих дело) и случайных встреч с противниками. Разработчики заботливо подошли к тому, чтобы игрок ничего не пропустил, поэтому все точки интереса за исключением нескольких расставленных в удалённых местах сундуков связаны с квестами (которых тут на самом деле не так уж и много). Но игра не даром зовётся Dungeon Lords, и самое интересное игрока ждёт в Подземельях, которых тут несколько штук. Они многоуровневые и сильно разветвлённые, поэтому мини-карта, которой, кстати, не было в релизной версии игры, будет выручать вас не раз и не два. Здесь игрока ждут самые интересные противники, боссы (от предавшего господина вассала до древней змеиной богини), ловушки (например, проваливающиеся полы, фонтаны огня или яда и прочие радости жизни) и головоломки (от "найди рычаг и почини лифт" и "нажми в нужном порядке на кнопки" до сводящих с ума блужданий через порталы).

Джеронимо!

Игра в классики над бассейном с кислотой

Типичные гостеприимные хозяева
Также в игре есть несколько условно безопасных (грабителей из-за угла никто не отменял) городов (человеский, нелюдский и прискорбно микроскопический эльфийский), но за исключением торговцев и редких квестовых персонажей они населены одинаковыми безжизненными NPC и одинаково безжизненны. К слову о местных эльфах, лорд Галебрианд и волшебник Эмминдор, Ёси Тамако и род Фатьен из крепости Ульм – это всё эльфы. Тут они представляют из себя гремучую смесь из классических а-ля Толкин, самураев и внебрачных потомков Дарта Сидиуса.

Направо пойдёшь – в Скалдун попадёшь.

Он знает много тайн тёмных путей.

Просссто волшшшебник.

Типичный эльф
Необычной особенностью игры является то, что в ней нет музыки. Совсем, за исключением главного меню. Но каким-то образом это абсолютно не портит впечатление. Фоновых звуков вполне достаточно, а как сочно озвучены монстры! Все эти хрипы, скрипы, бульканье… Также у игры полная русская озвучка, где знакомые по многим играм актёры знакомо переигрывают, что тоже является однозначным плюсом и дополняет общую атмосферу.
Основная, она же единственная, тема.
Сюжет
И всё заверте...
В принципе – ничего необычного. Играем за типичного «рыцаря в сияющих доспехах» – спасаем принцессу, принца, короля, волшебника, весь мир… Нормальная, хоть и без особых изысков, фэнтезийная история для старинной игры в жанре Action RPG. Развилок и выборов нет, как я уже писал выше, концовка только одна. Побочные квесты связаны с основным, не пропустишь, и тоже линейны. Единственная «развилка» – в одном из подзаданий главного квеста можно выбрать, играть ли со злобным демоном в загадки ценой потери своих характеристик или не заморачиваться и набить ему морду. Конечно второе! Вроде всё… Ах да, лучшая комната – в конце коридора. Квесты гильдий связаны с получением новых профессий и выглядят примерно так: «Хочешь стать паладином/самураем/друидом? Хорошо, тогда слушай. На краю болота/леса/озера живёт злой паладин/самурай/друид, убей его и возвращайся». Идём в указанное место, там среди природы гуляет злыдень с прислужниками. Разумеется, если квест не взять, на месте никого не будет, все появляются только по квесту.
Боевая система | Магия | Противники
Спойлер (раскрыть)
![Imp]()
Хрясь!
Боевая система довольно проста и отторжения не вызывает. Бьём врага, чем больше наш навык владения экипированным оружием, тем больше ударов мы можем нанести в составе комбо. Чем длиннее комбо, тем сильнее урон. Если по нам попадают, комбо сбивается. Щит жизненно необходим и может использоваться с любым оружием, включая луки и двуручное. Дальнобойное оружие (луки, метательные ножи и сюрикены) имеет бесконечный боезапас. Но оно скорее вспомогательное. Вообще, очень эффективной тактикой является взять оружие подлиннее (дистанция имеет значение) и пятится, сбивая атаки и отталкивая врагов. Главное – в стену не упереться.
Оружие и доспехи имеют обыкновение ломаться, теряя эффективность (если предмет сломался полностью, он безвозвратно разваливается), поэтому имеет смысл качать ремонт. И не забывать про него, особенно на ранних этапах игры. Если характеристики персонажа не дотягивают до требований предмета, то его использование будет сопряжено со штрафом, снижающим эффективность.
![Imp]()
Инвентарь практически бездонный
Помимо квестов, врагов и магазинов источником нового снаряжения являются сундуки. Взлом замков представлен мини-игрой, в которой на скорость нужно нажимать на нужные кнопки в конструкции замка. Чем выше уровень замка, тем меньше времени и тем хуже видно кнопки. Есть отмычки (увеличивают время на взлом), а ещё можно использовать магию, замедляющую время в игре целиком. В случае неудачи срабатывает ловушка, наносящая стихийный урон.
![Imp]()
Взломщик за работой.
В игре присутствуют четыре школы магии. Заклинания не требуют маны или её аналога, а зависят от количества зарядов, которые можно найти случайным образом (выпадают из врагов и сундуков) или купить у торговцев.
Магия Аркан – школа боевой магии. Огонь, лёд, молнии. Для заклинаний нужны книги, одна книга = один заряд. Заряды со временем восстанавливаются.
Небесная магия – школа вспомогательной магии широкого спектра: исцеление, замедление времени, левитация и, самое главное, воскрешение. Для заклинаний нужны кристаллы, один кристалл = один заряд. Заряды со временем восстанавливаются. Кристалл воскрешения – вообще мастхэв. Существует в единственном экземпляре и выдаётся как награда за сюжетное задание. Вообще, смерть в игре – не конец. Но не стоит просто так нажимать R для воскрешения, ведь это приводит к потере опыта и ухудшению характеристик. Кристалл воскрешения же позволяет избежать неприятных последствий. Вообще, в игре довольно легко не умирать, но если вы всё же умерли два раза подряд, и он не успел перезарядиться, можно полежать и подождать.
Рунная магия – школа защитной магии. Временное усиление характеристик, магический щит, отражение урона. Для заклинаний нужны несколько рун, соответственно одна руна может быть задействована в нескольких заклинаниях. В каждой руне определённый запас энергии, у каждого заклинания определённая потребность в энергии. Чем больше рун, тем больше зарядов. Энергия рун (а соответственно и заряды) со временем восстанавливаются. Но появляется в игре на довольно позднем этапе.
Низшая магия – школа призыва нечисти и всяких проклятий на голову врагов. Скелеты, мухи, ядовитые испарения, цепкие лозы, помутнение рассудка. Для заклинаний используется классический ведьмовской арсенал: крысиные хвосты, волосы мертвецов, зубы чудовищ и т.д. Всё это добро, так называемые «низшие катаалы», выпадает из убитых врагов или продаётся у торговцев. В отличие от остальных школ магии низшие катаалы безвозвратно расходуются для применения заклинания, что порождает главный минус этой школы: некоторые ингредиенты для высокоуровневых заклятий крайне редки, поэтому такую магию приходится держать про запас на случай действительно крайней нужды.
Также есть свитки, заключающие в себе заклинания Аркан и Низшей магией. Они являются одноразовыми и пропадают после использования.
Противники в Dungeon Lords условно делятся на 2 типа: установленные заранее не возрождающиеся (часть противников в Подземельях, враги в рамках квестов, боссы) и способные к бесконечному возрождению в рамках случайных встреч. То есть зачистил ты такой локацию, а тут у тебя буквально за спиной из воздуха новая толпа материализовалась. Такие случайные встречи являются бесконечным источником золота, снаряжения и опыта, но, если в настройках переборщить с их частотой, игра превратиться в непрекращающееся сражение, благо настройки можно менять прямо во время игры.
Бестиарий в игре разнообразен. Враги есть наземные, летающие и даже подводные (к счастью, герой умеет драться и в воде). Тут и разные виды человеческих и условно человеческих противников, куча всякой нежити, звери, гигантские насекомые, чудовища, ходячие деревья, вампиры, демоны и драконы. Многие активно используют против игрока магию и специальные атаки (как, например, выдыхание ядовитого облака, заставляющего героя кашлять и делающего невозможным атаки).
В Золотом Издании (как минимум в нём) есть забавный эксплойт, когда при открытии инвентаря враги замирают, но эффекты на герое продолжают действовать. Так в крайней ситуации можно избавиться от заморозки или паралича.
Особенным интеллектом враги не блещут, но, если не маневрировать легко могут вас окружить.
Атмосфера стала токсичной!
![Imp]()
Обаятельные лица и морды
Боевая система

Хрясь!
Боевая система довольно проста и отторжения не вызывает. Бьём врага, чем больше наш навык владения экипированным оружием, тем больше ударов мы можем нанести в составе комбо. Чем длиннее комбо, тем сильнее урон. Если по нам попадают, комбо сбивается. Щит жизненно необходим и может использоваться с любым оружием, включая луки и двуручное. Дальнобойное оружие (луки, метательные ножи и сюрикены) имеет бесконечный боезапас. Но оно скорее вспомогательное. Вообще, очень эффективной тактикой является взять оружие подлиннее (дистанция имеет значение) и пятится, сбивая атаки и отталкивая врагов. Главное – в стену не упереться.
Оружие и доспехи имеют обыкновение ломаться, теряя эффективность (если предмет сломался полностью, он безвозвратно разваливается), поэтому имеет смысл качать ремонт. И не забывать про него, особенно на ранних этапах игры. Если характеристики персонажа не дотягивают до требований предмета, то его использование будет сопряжено со штрафом, снижающим эффективность.

Инвентарь практически бездонный
Помимо квестов, врагов и магазинов источником нового снаряжения являются сундуки. Взлом замков представлен мини-игрой, в которой на скорость нужно нажимать на нужные кнопки в конструкции замка. Чем выше уровень замка, тем меньше времени и тем хуже видно кнопки. Есть отмычки (увеличивают время на взлом), а ещё можно использовать магию, замедляющую время в игре целиком. В случае неудачи срабатывает ловушка, наносящая стихийный урон.

Взломщик за работой.
Магия
В игре присутствуют четыре школы магии. Заклинания не требуют маны или её аналога, а зависят от количества зарядов, которые можно найти случайным образом (выпадают из врагов и сундуков) или купить у торговцев.
Магия Аркан – школа боевой магии. Огонь, лёд, молнии. Для заклинаний нужны книги, одна книга = один заряд. Заряды со временем восстанавливаются.
Небесная магия – школа вспомогательной магии широкого спектра: исцеление, замедление времени, левитация и, самое главное, воскрешение. Для заклинаний нужны кристаллы, один кристалл = один заряд. Заряды со временем восстанавливаются. Кристалл воскрешения – вообще мастхэв. Существует в единственном экземпляре и выдаётся как награда за сюжетное задание. Вообще, смерть в игре – не конец. Но не стоит просто так нажимать R для воскрешения, ведь это приводит к потере опыта и ухудшению характеристик. Кристалл воскрешения же позволяет избежать неприятных последствий. Вообще, в игре довольно легко не умирать, но если вы всё же умерли два раза подряд, и он не успел перезарядиться, можно полежать и подождать.
Рунная магия – школа защитной магии. Временное усиление характеристик, магический щит, отражение урона. Для заклинаний нужны несколько рун, соответственно одна руна может быть задействована в нескольких заклинаниях. В каждой руне определённый запас энергии, у каждого заклинания определённая потребность в энергии. Чем больше рун, тем больше зарядов. Энергия рун (а соответственно и заряды) со временем восстанавливаются. Но появляется в игре на довольно позднем этапе.
Низшая магия – школа призыва нечисти и всяких проклятий на голову врагов. Скелеты, мухи, ядовитые испарения, цепкие лозы, помутнение рассудка. Для заклинаний используется классический ведьмовской арсенал: крысиные хвосты, волосы мертвецов, зубы чудовищ и т.д. Всё это добро, так называемые «низшие катаалы», выпадает из убитых врагов или продаётся у торговцев. В отличие от остальных школ магии низшие катаалы безвозвратно расходуются для применения заклинания, что порождает главный минус этой школы: некоторые ингредиенты для высокоуровневых заклятий крайне редки, поэтому такую магию приходится держать про запас на случай действительно крайней нужды.
Также есть свитки, заключающие в себе заклинания Аркан и Низшей магией. Они являются одноразовыми и пропадают после использования.
Противники
Противники в Dungeon Lords условно делятся на 2 типа: установленные заранее не возрождающиеся (часть противников в Подземельях, враги в рамках квестов, боссы) и способные к бесконечному возрождению в рамках случайных встреч. То есть зачистил ты такой локацию, а тут у тебя буквально за спиной из воздуха новая толпа материализовалась. Такие случайные встречи являются бесконечным источником золота, снаряжения и опыта, но, если в настройках переборщить с их частотой, игра превратиться в непрекращающееся сражение, благо настройки можно менять прямо во время игры.
Бестиарий в игре разнообразен. Враги есть наземные, летающие и даже подводные (к счастью, герой умеет драться и в воде). Тут и разные виды человеческих и условно человеческих противников, куча всякой нежити, звери, гигантские насекомые, чудовища, ходячие деревья, вампиры, демоны и драконы. Многие активно используют против игрока магию и специальные атаки (как, например, выдыхание ядовитого облака, заставляющего героя кашлять и делающего невозможным атаки).
В Золотом Издании (как минимум в нём) есть забавный эксплойт, когда при открытии инвентаря враги замирают, но эффекты на герое продолжают действовать. Так в крайней ситуации можно избавиться от заморозки или паралича.
Особенным интеллектом враги не блещут, но, если не маневрировать легко могут вас окружить.
Атмосфера стала токсичной!

Обаятельные лица и морды
Проблемы игры
Спойлер (раскрыть)
Будем честны, они есть. Начнём с того, что это старая игра и в 2025 году очень многое в ней кажется безнадёжно устаревшим. Кроме того, в игре есть некоторое количество багов, недоработок и просто неудобных и неочевидных вещей. Я бы выделил:
- Малое число слотов для сохранений (всего десять), если параллельно играете несколькими персонажами, легко случайно сохранить не туда.
- Совершенно неочевидные лимиты. Например, инвентарь кажется безлимитным, не имеет ограничений повесу, но в один «прекрасный» момент вы всё же увидите надпись о том, что не можете нести больше предметов. Или профессии и гербы: нигде в игре вам не подскажут, сколько их можно получить и в какой пропорции (5 профессий: 2 первого уровня, 2 второго и 1 третьего, а гербов – пока место есть ).
- Совершенно неочевидные игровые моменты. Например, в одном месте (Призрачные Руины (Shadow Ruins) нужно достать квестовый предмет, который находится высоко. Для этого нужно прыгнуть в вихрь. Но если прыгать просто так, вы промажете. Надо обязательно делать сальтуху назад, доступную на 4 уровне Атлетики. Скорее всего, у вас к тому моменту она уже будет прокачана до нужного уровня, но ведь не факт.
- Некоторые технические моменты, особенно разрешение. При его увеличении становятся совершенно мелкими и неудобными окошки инвентаря, прокачки и т.д. С этим связано несколько мутное качество моих скриншотов, дополнительно ухудшенное сжатием для форумного загрузчика.
- Баги. Уже упомянутый во вступлении портал в Призрачных Руинах (Shadow Ruins), который навсегда закрывается, если из него выйти. Или в другом месте мы ждём летающую вампиршу. Вот она появляется, неспеша помахивая крыльями… И застревает! Перезагрузка. А некоторые квестовые персонажи не стоят там, где им положено, а начинают бесцельно бродить, иногда уходя довольно далеко.
- Собственно недоработки, когда видно, что собирались сделать одно, а получилось как получилось. В диалоге добрый волшебник говорит нам снарядиться как следует, взяв в его башне всё необходимое. Вот только башня совершенно пуста.
- Малое число слотов для сохранений (всего десять), если параллельно играете несколькими персонажами, легко случайно сохранить не туда.
- Совершенно неочевидные лимиты. Например, инвентарь кажется безлимитным, не имеет ограничений повесу, но в один «прекрасный» момент вы всё же увидите надпись о том, что не можете нести больше предметов. Или профессии и гербы: нигде в игре вам не подскажут, сколько их можно получить и в какой пропорции (5 профессий: 2 первого уровня, 2 второго и 1 третьего, а гербов – пока место есть ).
- Совершенно неочевидные игровые моменты. Например, в одном месте (Призрачные Руины (Shadow Ruins) нужно достать квестовый предмет, который находится высоко. Для этого нужно прыгнуть в вихрь. Но если прыгать просто так, вы промажете. Надо обязательно делать сальтуху назад, доступную на 4 уровне Атлетики. Скорее всего, у вас к тому моменту она уже будет прокачана до нужного уровня, но ведь не факт.
- Некоторые технические моменты, особенно разрешение. При его увеличении становятся совершенно мелкими и неудобными окошки инвентаря, прокачки и т.д. С этим связано несколько мутное качество моих скриншотов, дополнительно ухудшенное сжатием для форумного загрузчика.
- Баги. Уже упомянутый во вступлении портал в Призрачных Руинах (Shadow Ruins), который навсегда закрывается, если из него выйти. Или в другом месте мы ждём летающую вампиршу. Вот она появляется, неспеша помахивая крыльями… И застревает! Перезагрузка. А некоторые квестовые персонажи не стоят там, где им положено, а начинают бесцельно бродить, иногда уходя довольно далеко.
- Собственно недоработки, когда видно, что собирались сделать одно, а получилось как получилось. В диалоге добрый волшебник говорит нам снарядиться как следует, взяв в его башне всё необходимое. Вот только башня совершенно пуста.
Итоги
Спойлер (раскрыть)
У Dungeon Lords не простая судьба. То, что сейчас является практически нормой, в эпоху распространения игр на материальных носителей стало для неё катастрофой – сырой и забагованный релиз. Да, потом её допилили, но момент был упущен. По итогам прочитанного у кого-то вообще может сложиться впечатление, что Dungeon Lords – это душная древность с устаревшими механиками и геймдизайном. Может и так, но, чёрт возьми, какая же она обаятельная! Она не смогла завоевать известность у широкой аудитории, но в узких кругах стала легендой. Поэтому, если вы любитель старых игр, но каким-то образом Dungeon Lords прошла мимо вас – дерзайте, я уверен, вам понравится.
Что касается выбора версии, то я могу рекомендовать Dungeon Lords Collector's Edition (Золотое Издание) и однозначно не рекомендовать релизную версию (если её вообще где-то можно ещё найти) и Dungeon Lords MMXII. О самом последнем переиздании (Dungeon Lords Steam Edition) я не могу сказать ничего, так в него я не играл.
А на этом всё, а то что-то нос чешется!![;)]()
Что касается выбора версии, то я могу рекомендовать Dungeon Lords Collector's Edition (Золотое Издание) и однозначно не рекомендовать релизную версию (если её вообще где-то можно ещё найти) и Dungeon Lords MMXII. О самом последнем переиздании (Dungeon Lords Steam Edition) я не могу сказать ничего, так в него я не играл.
А на этом всё, а то что-то нос чешется!
*Сейчас-то легко говорить, ведь всё можно в Интернете найти




