Сообщество Империал: Red Alert - клюква, китч, или... (Часть I) - Стратегии Реального Времени - Стратегические Игры - Библиотека Статей - Сообщество Империал


Доп. информация

Информация

Imp
  • Автор: Hanesydd
    Добавлено: Сегодня, 09:16
    Просмотров: 55

Последние Статьи

Red Alert - клюква, китч, или... (Часть I)

Описание стилистики Red Alert 2
Автор: Hanesydd Hanesydd
Дата: Сегодня, 09:16 · Просмотров: 55
Памяти Удо Кира, исполнителя роли Юрия

Написать эту статью меня сподвиг не только мой интерес к ретрофутуризму, дизельпанку и эпохе первой половины XX века. Дело ещё и в том, что к серии Red Alert у многих людей (и игровых изданий) с самого начала сложилось насмешливое отношение. Как только не называли стилистику этой вселенной - и китч, и клюква, и даже "феерический бред". Здесь я постараюсь доказать, что всё совсем не так, как можно подумать, и в игре присутствуют влияния и достаточно чёткие отсылки к различным историческим и культурным явлениям. Я не считаю, что это может быть простым совпадением, и именно поэтому я не верю тем разработчикам из Westwood, которые заявляли, что "просто свалили в кучу самое нелепое".

Итак...


Часть I. Red Alert 2


1. Костюмы

В первом Red Alert отличия от реального мира были довольно незначительны (не считая тесла-катушек), поэтому и мундиры персонажей оставались вполне обычными. Во второй части у Союзников так и осталось, поэтому о них рассказать, по сути, нечего (кроме странного мускульного бронежилета у морпехов).

Imp

СССР - дело совсем другое. Условно говоря, стиль костюмов советских лидеров и солдат можно назвать смешанным: сталинско-имперским. В принципе, никакого противоречия в этом нет, если вспомнить, что с 1943 года парадную форму (да и боевую частично тоже) Сталин брал прямо из царских времён. Двубортые мундиры, воротники-стойки, высокие сапоги - всё это достаточно хорошо узнаётся.
Прекрасные примеры для этого - непосредственно высшее военно-политическое руководство: генсек Романов в сталинском френче, генерал Владимир в форме русского стиля, восходящей ещё к Александру III (борода очень даже в тему), Юрий в двубортном кителе.

ImpImp

Выглядит клюквенно? Возможно, именно выглядит , но не является по сути. По всему можно предположить, что в СССР эпохи Red Alert 2 произошёл некий ренессанс имперского стиля (как и в сталинском послевоенном СССР), и следующий раздел статьи очень хорошо это показывает.

2. Архитектура

Очень многие рецензенты ругали Red Alert 2 за советские здания с церковными куполами. Действительно, если предположить, что разработчики просто решили сделать дикую смесь всего подряд, можно и посмеяться. Но стоит ли?
Дело в том, что в советское время действительно были образцы правительственных зданий с церковными куполами. В основном, это были те учреждения, которые располагались в зданиях, где работали их непосредственные предшественники царского времени. Купола обозначали не храмовые здания, а просто-напросто... домовые храмы. Да, во многих имперских министерствах и даже институтах были домовые церкви, и купола отмечали их местонахождение в основном здании. После революции церквей там уже не было, но купола не всегда сносили. Конечно же, крестов на них уже не было, но нет их и в игре!

Imp

Практически все здания СССР в игре выглядят в одном и том же стиле: краснокирпичная архитектура (а это прямая отсылка к соответствующему дореволюционному стилю) с вкраплениями промышленного стиля 50-х годов. То есть, купола вполне могли сохраниться в качестве старинного элемента здания, который не стали сносить, а начали использовать в качестве вышки для антенны, а позже данный архитектурный приём просто вошёл в традицию.

ImpImp

Стоит сказать пару слов о стилистике Союзников. В отличие от советского ампира, он не привлекает к себе особого внимания, но, тем не менее, он является прекрасным образцом американского ретрофутуризма, так называемого "гуги". Таким образом, это не совсем вымышленная стилистика, а скорее американская "космическая" эстетика 60-х годов: блестящие здания из металла и стекла с плавными, округлыми формами. Это эстетика атомно-космической эпохи, и одновременно фантастики тех лет. Другая игра с ярко выраженным стилем "гуги" - Fallout 3. Кстати, в миссиях за США можно увидеть некоторые здания этого стиля - башня в Сиэтле, часовня академии ВВС и т.д.

ImpImpImp

Дизайн зданий и третьей стороны конфликта - Юрия - это нечто готическо-мрачно-инопланетное, которое чем-то похоже на работы Гигера.

ImpImpImp

У самого Юрия есть и арктическая база, и лунная база, и летающие тарелки, и даже замок в Трансильвании. Что ж, к этому мы вернёмся в следующем разделе статьи.

3. Технологии

Кстати, о фантастике: один из первых бойцов Союзников, которого мы встречаем - это ракетчик. Подобные концепт-арты для создания реальной солдатской экипировки встречались как раз в 60-е годы, поэтому это тоже не вымысел разработчиков. Кстати, на этой же картинке 1965 года (!) можно увидеть и прообраз летающего трона Юрия

Imp

К западной фантастике 60-х можно отнести и призменное оружие Союзников, являющееся аналогом лазерного, и путешествия во времени (Хроносфера), и даже устройства управления погодой. Никаких клюквы или китча в этом нет.
Парадоксальным образом "американский след" есть и в одном из символов СССР в игре - дирижаблю "Киров". Дело всё в том, что в реальном мире СССР не применял дирижабли в боевых действиях. Применялись они в... США. Во время Второй мировой войны именно американские дирижабли активно патрулировали океаны в поисках японских кораблей и подводных лодок.

ImpImp

Ещё более парадоксальным является то, что технологии СССР в Red Alert 2 выглядят подчёркнуто германизированными. Тут дело и в том, что ракеты серии V, полугусеничные броневики и ручные зенитные орудия использовались в основном немцами;

ImpImpImp

и в том, что тяжёлые бронекостюмы и тесла-технологии в массовом сознании связываются с Германией ещё с периода Return to castle Wolfenstein, если не раньше:

Imp

В общем, здесь как будто бы отсылки на несуществующую в этой вселенной нацистскую Германию (конечно же, это было бы крайне оскорбительно), но, скорее всего, это просто архетипичные образы дизельпанка 30-х годов, который изначально черпал вдохновение именно из различного рода перспективных и необычных технологий. Из этого ряда сильно выделяется самолёт "МиГ", который представляет собой почти точную копию относительно современного "МиГ-29", который наводится на цель лазерным лучом (!), управляемым абсолютно стереотипным Boris'ом - напоминающим чем-то советского альпиниста бородатым мужиком в ушанке и с АК.

ImpImp

Про гигантских кальмаров я уже писал. Будучи первоначально "приручёнными" Юрием, они после его измены не присоединились к нему (как его клоны, или пси-сенсор, ставший радаром), а остались на стороне СССР, как сознательные советские кальмары.

Кстати, здесь же мы возвращаемся к Юрию, жизнь и технологии которого практически целиком повторяют некоторые произведения... советского писателя Александра Беляева.

Imp

Именно Беляев первым поднял вопрос обитаемых поселений под водой, что потом было реализовано Жаком Ивом Кусто, а позже - в концепции игры Bioshock. Я понятия не имею, слышали ли разработчики хотя бы фамилию этого человека, но... слишком уж много совпадений.
"Властелин мира" - псионик, использующий технологии для усиления своего дара, ставящий под контроль сначала обычных людей, потом целые города, и против которого объявляют масштабные боевые действия.
"Продавец воздуха" - арктическая база, сумасшедший гений, торгующий с марсианами земным воздухом.

Imp

Конечно же, большинству людей Беляев известен вовсе не за это, а за "Голову профессора Доуэля" и "Человека-амфибию", но, тем не менее, вопрос выглядит очень интересно. Во второй статье, где будет разбор Red Alert 3, я укажу некоторые произведения и концепты советской фантастики, на которые есть явные отсылки уже другой, альтернативной версии СССР (эпохи Черденко-Крюкова), а пока что

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Перевести Страницу
Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа
[Пока работает авторизация в Google, Steam и Microsoft]

Сообщество ИмпериалБиблиотека Статей Стратегические Игры Стратегии Реального Времени Red Alert - клюква, китч, или... (Часть I) Обратная Связь
Стиль:Language: 
Условия · Ответственность · Визитка · 13 дек 2025, 17:32 · Счётчики