Пример очень хороших рисунков, но очень плохих исторических иллюстраций.
Автор, Артур Орленов, использовал в качестве референсов чужие изображения, в особенности фотографии.
Но, к сожалению, впечатление от рисунков портят прежде всего подписи, а именно «от балды» проставленные даты. Не надо так!
Хотя очень может быть, что даты поставил не сам автор а "умельцы " в сети
Лучше уж просто написать "самураи", чем референсы с фотографий самураев и моделей в образах самураев в одежде конца 19 века, да еще и с оборудованием для кендо подписывать 12 ВЕК!!! (1).
Мы разберём 10 фото, которые позволяет поместить пост.
1. Как мы уже сказали, это компоновка двух старых фото 19 века: к самураю в зимнем соломенном плаще добавлен слуга, нагруженный снаряжением кендо. Сцена полностью девятнадцативековая.
2. Рисованная копия реконструкторского фото самурая 12 века, сделанного в 1935 году подписана как самурай 17 века(!).
3. Весьма условная Томоэ Гозен, срисованная с парада Дзидаи Мацури. Об этом образе советуем перечитать старый пост
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
4. Ну, тут просто смешно. На оргинальном фото 19 века чётко написано, хоть и по английски, что это это воинствующий монах эпохи Камакура (13 век). На срисовке – «самурай 18 века». Плюс, лезвие нагинаты укорочено и контуры искажены. Грозное оружие превратилось в «перочинный ножик» на палке.
5. Сцена из театральной постановки о "Верных вассалах из Ако", 47 ронинах. В целом – хорошая копия, но это ни в коем случае не 14 век, и не самурай со слугой. Это сценический даймё стоя, и самурай на коленях перед ним.
6. Снова коллаж из двух фото: реконструкция воина 15 века с приставленной к нему головой актёра Кабуки.
7. Не самурай 19 века, а реконструктор 20 века.
8. А вот тут уже начинаются технические тонкости. На основе постановочного фото 19 века создан фантазийный портрет сёгуна Асикага. Всё бы ничего, но у художника он стреляет из слишком короткого лука. Японские луки не спутаешь ни с какими другими, они очень длинные и держат их ассиметрично, в начале нижней трети. Всё это хорошо видно на фото. На рисунке же в результате подгонки под длину листа сёгун имеет монгольский лук!
Два последних фото – самые разительные примеры несуразиц. Нам даже не удалось найти аналогии.
9. Якобы самурай 13 века имеет на голове придворную шапку-каммури со шпилькой и шёлковой лентой. Такие носили лишь аристократы в торжественной формальной обстановке.
На ногах у нашего самурая видны какие-то подвязанные штаны а поверх них – запахнутая юбка. Возможно, это плохо понятые хакама? Кто этот персонаж и из какой эпохи, – Бог весть.
(Это кадр из гонкогского фильма про Троецарствие "Пропавший мастер клинка" THE LOST BLADESMAN (2011))
10. У данного фантастического «самурая» зачем-то на наплечнике висят завязки агэмаки, которые должны быть на спине. Катана с кецугу странной формы, оправа-сайя в форме бамбуковых стволов. На сасимоно нарисован герб-мон рода Кёгоку, но в 18 веке этот клан уже не существовал.
На ногах – фантазийные узкие поножи-сунеате а на ступнях - тапочки турецкого типа, с загнутыми носками, вместо широких меховых кегуцу.
В заключение хочется добавить, что данный разбор сделан совместными усилиями трёх человек: Sveta Lisina , Vladimir Storozhuk и
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Сделано это для предупреждения зрителей: не всякий хорошо выполненный детальный рисунок является исторически верным. Даже изображения эпохи: свитки, ширмы – бывают очень условными. Современные нам ещё чаще анахроничны и неточны.
Чтобы реконструировать историю нужно собрать большое количество самого разного материала: письменные источники, старые изображения, музейные фото.
Очень хочется что бы художники внимательней относились к таким вещам, особенно, если они претендуют на детальный реализм (вплоть до надписей каной и красной печати). Малейшая неточность искажает всю остальную полезную информацию.