Небольшая статья про корабли местной постройки японского Соединённого флота в 1904-05гг.
Автор: Jackel
Дата: 26 дек 2017, 16:25 · Просмотров: 2 065
Дата: 26 дек 2017, 16:25 · Просмотров: 2 065
Действительно японские корабли Русско-японской войны.
Иногда до сих пор можно столкнуться со странным заблуждением, которое можно условно охарактеризовать как "весь японский флот в 1904-1905гг. был иностранной постройки". Разумеется, это чушь. Или вернее – полуправда. Именно данному вопросу посвящена моя небольшая заметка.
К 1904-му весь линейный флот Японии был иностранной постройки - свои броненосцы и броненосные крейсера японцы начали вводить в строй уже через пару лет после Русско-японской. А вот среди крейсеров 2-го и 3-го классов (бронепалубных и безбронных), да и других кораблей - судов своей постройки у японцев уже хватало. И хотя японское военное судостроение тогда было еще маломощным и очень молодым (оно зародилось после "революции Мэйдзи" в 70-е-80-е гг. 19в.), оно уже приобрело некоторый опыт и начало выпускать достаточно успешные корабли, о чём чуть ниже.
Старые корабли.
Первенцами национального военного судостроения достаточно крупного тоннажа стали 3 винтовых корвета типа «Кацураги» (Кацураги, Ямато и Мусаси), построенные на верфях ВМФ в Йокосуке и Кобе в 1882-1886гг. Это были ничем не примечательные морально устаревшие корабли с композитными корпусами, к русско-японской войне числившиеся судами береговой обороны и ограниченно участвовавшие в боевых действиях. Еще до них японцы построили деревянные корветы «Тенрю» и «Каймон» - причем последний погиб в ходе войны на русской мине. Всё это были древние корабли, не имевшие особой ценности, ко времени войны находившиеся в плохом состоянии и числившиеся в основном в составе береговой обороны.
Бронепалубные крейсера.
Перейдем к более новым и важным судам – различным крейсерам. Первым бронепалубным крейсером, построенным в Японии, стал «Хасидате» - 3-й из кораблей типа «Мацусима» французского проекта, построенный в 1888-94гг. в Йокосуке. За ним последовала «Акицусима», построенная в 1890-94гг. также по иностранному проекту (Уайт). Корабль вышел малоудачным и не слишком качественным, имел относительно низкую скорость и плохие мореходные качества – что не помешало ему активно участвовать в японо-китайской и русско-японской войнах. После этого японцы построили в 1892-1899гг. 2 крейсера типа «Сума» (Сума и Акаси), различавшихся между собой – это стали первые крейсера, построенные по японскому проекту и из японских материалов. Несмотря на опять же слабые мореходные качества, оба корабля вполне успешно участвовали в войне, причем «Акаси» даже выдержал подрыв на русской мине. Третий блин наконец не вышел комом – после них японцы построили серию из 3-х уже достаточно удачных, но ничем не примечательных крейсеров типа «Цусима» (Цусима, Ниитака и Отова, причем последний, вступивший в строй в 1904г., значительно отличался от 2-х других и был меньше по размеру). Их строительство пришлось на 1901-1904гг. И хотя у этих кораблей тоже хватало своих проблем, проект можно считать удачным, тем более что он был чисто японским. В отношении боевых характеристик корабли тоже оказались весьма неплохи – достаточно вспомнить подрыв «Цусимы» на мине и судьбу «Новика» после боя с той же самой «Цусимой». К недостаткам их можно отнести в первую очередь сильную заливаемость носовых орудий на высокой волне и недостаточную максимальную скорость. «Отова» же стала и первым крупным кораблём с чисто японскими котлами «Канпон».
Безбронные крейсера и авизо.
Их еще могут называть крейсерами 3-го или даже 4-го класса. В то же время это были относительно крупные корабли, в 1000-2000т водоизмещения, вооруженные артиллерией калибра 120-152мм. Первым из них кораблём японской постройки стал «Такао», построенный в 1886-1889гг – также первый японский стальной корабль, сам проект французский. В 1889-1892гг. был построен следующий корабль – «Яйеяма». За ними последовали «Мияко» (в 1894-99гг.) и «Чихайя» (1898-1901гг.). Все эти корабли активно воевали, причем «Мияко» погиб, подорвавшись на русской мине.
Канонерские лодки.
Японской постройки среди них были: «Удзи», «Осима», 4 корабля типа «Майя» (Майя, Чокай, Атаго, Акаги) и «Иваки».
Эсминцы и миноносцы.
7 эсминцев типа «Мурасаме» (1902-1905)(Мурасаме, Харусаме, Хаятори, Асагири, Араре, Арике, Фубуки). После войны, до 1909-го, японцы построили еще 32 эсминца этого типа.
11 из 15 миноносцев 1-го класса французского типа «Циклон».
Также в Японии были построены не менее 14 малых номерных миноносцев из числа тех нескольких десятков, что участвовали в Русско-японской войне.
Таким образом, корабли собственно японской постройки составляли довольно значительную часть Японского императорского флота накануне и в ходе Русско-японской войны 1904-1905гг. Всех же, кого данная тема заинтересовала и им интересны подробности вышеуказанных кораблей – могу лишь отослать к источникам, указанным ниже и другой специальной литературе.
На заставке - бронепалубный крейсер "Отова", гордость японского судостроения времён Русско-японской войны.
Источники.
С. Сулига. «Корабли русско-японской войны 1904-1905гг. Выпуск 2. Японский флот.»
«Наваль» №1\1991. «Японский флот при Цусиме».
Википедия.