Записки о Галльской войне
Автор: Савромат
Дата: 12 янв 2014, 09:00 · Просмотров: 2 072
Дата: 12 янв 2014, 09:00 · Просмотров: 2 072
Книга третья
1.К кампании 55 года Цезарь подготовился с необыкновенной тщательностью. Войска были пополнены, припасы подвезены, легионы скрытно подведены к границам. Медиоматрики упорно отказывались предоставить римлянам право прохода и Цезарь решил начать против них войну. Почувствовав неладное, вожди медиоматриков начали убеждать соплеменников проявить благоразумие, стянули воинов на границу и заключили союз с арвернами и эдуями, но было уже поздно.
Кампания Цезаря против медиоматриков и нервиев 55 г. до н.э.
Чтобы не вызывать опасений галлов на границе стоял один I Галльский легион Цезаря. Марк Антоний с III Галльским был на другом берегу Рейна, а Децим Брут с II Италийским - в Новиомаге. По приказу Цезаря Антоний скрытно переправился через реку, Децим Брут лесами приблизился к границе и римляне соединенными силами внезапно перешли в наступление. Воины медиоматриков, прикрывавшие рубеж, были сметены одним ударом. Арверны и эдуи, узнав о войне, отказались поддержать медиоматриков и напротив сохранили верность союзу с Римом. Через несколько дней Цезарь уже стоял под Треверумом - мощной цитаделью, превращенной галлами в оплот сопротивления.
Осада Цезарем Августа Треверума 55 г. до н.э.
2. Подойдя к городу и надеясь что после битвы на Рейне в нем нет защитников, Цезарь попытался занять его без боя, но многочисленный гарнизон и успевшее войти в Треверум галльское войско встало на стенах, готовое защищаться. Не дожидаясь подхода войск Марка Антония, Цезарь приказал начать осадные работы. Установив метательные машины, римляне разрушили варварскую стену в двух местах и под прикрытием пращников и метателей дротиков двинулись на штурм. В это время германская конница, союзная Цезарю, обнаружила приближение многочисленных отрядов, спешащих спасти осажденных. Возглавляемые солдурами, медиоматрики напали на левый фланг римской армии, пытаясь взять его в клещи вместе с защитниками города, бросившимися из крайнего к месту сражения пролома на вылазку. Германские всадники прогнали галльских застрельщиков, а когорты, развернутые Цезарем навстречу новому врагу, так дружно ударили навстречу галлам, что опрокинули их отряды и окружили солдуров. Верные присяге, обязывавшей их умереть вместе со своим вождем, солдуры храбро сражались и были перебиты все до последнего человека, вслед за чем войска левого фланга вернулись к штурму города.
Штурм римлянами галльской крепости
3. Построившись черепахой, солдаты I Галльского легиона ворвались через пролом в Треверум, но там на них обрушились такие большие силы медиоматриков, что битва приняла чрезвычайно упорный характер. Цезарь прискакал к пролому и лично воодушевлял солдат, но и варвары, подбадривая друг друга громкими криками и сознавая, что за ними остались беззащитные женщины и жилища, храбро сражались и продолжали наседать на римлян. Ворвавшиеся в город через дальний пролом когорты левого фланга захватили главную площадь в тылу сражающихся, но со всех сторон на них напали галльские резервы и долгое время казалось, что прорвавшиеся отряды будут сами уничтожены не то что не смогут помочь сражающимся в проломе на стенах.
4. В это время примчался Марк Антоний и с ним бегом запыхавшиеся пращники и метатели III Галльского легиона. Они начали такой дружный обстрел, что прогнали со стен остатки стрелков медиоматриков и принялись засыпать галлов камнями и дротиками, но и это не поколебало мужества защитников. Лишь когда развернулись баллисты III Галльского легиона и начали стрелять в гущу варваров огненными взрывающимися горшками, а в бой вступили когорты легионеров Антония, медиоматрики дрогнули и показали спины. Город был взят.
5. Цезарь запретил грабить жителей и приказал полностью разрушить галльский оппидум, намереваясь превратить захваченный город с главный центр римского владычества на Рейне. Переименовав его в Августу Треверум и дав права муниципия, Цезарь с двумя легионами выступил на север, против эбуронов, живущих в низовьях Рейна и во всем поддерживавших нервиев, приказав Дециму Бруту с II Италийским легионом атаковать последний оплот медиоматриков - Дурокоторум. Сопротивление галлов было тщетным и в короткий срок эбуроны и медиоматрики были разбиты и покорены. Не теряя времени на усмирение новых провинций и поручив это Дециму Бруту и Публию Крассу, набиравшему в Новиомаге новый VIII Германский легион, Цезарь пошел к столице нервиев - Багакуму.
Битва с нервиями, Багакум, 55 г. до н.э.
6.От лазутчиков Цезарь узнал, что вождь нервиев Бодуогнат не показывается, но его полководцы собрали для защиты столицы большие силы и ждут римлян в лесах за рекой Санлис. Антоний с III Галльским легионом двигавшийся из захваченного города эбуронов, перешел реку первым и напал на галлов. Местность, где развернулось сражение, представляла собой высокий лесистый холм, с которого римляне спускались на скопившиеся внизу полчища нервиев, и через который на левом фланге должны были перевались войска Цезаря, спешащие на помощь. С другой стороны на правом фланге лесом подходили большие силы варваров, так же поспешавшие на выручку своим.
7.Баллисты Антония начали обстреливать варваров, толпившихся внизу. Выбрасываемые ими камни с грохотом падали сверху и катились вниз, вызывая в рядах нервиев страшные опустошения. Легионеры, развернувшиеся на вершине холма в боевой порядок, начали спускаться лесом вниз, полагаясь на свое оружие и преимущества местности. Но едва они показались на открытом месте, как варвары с невероятной быстротой бросились вверх по склону и напали на римлян. Их конница, скрывавшаяся в лесу, атаковала римских метателей, которым на помощь пришли две когорты правого фланга, и среди густых деревьев там завязался отдельный бой, необычайно упорный, в то время как ниже по склону на открытой местности легионеры с трудом выдерживали яростный натиск нервиев. Марк Антоний скакал среди своих солдат, подбадривая их, напоминая о прежних победах и призывая храбро выдержать неприятельскую атаку.
8. Стоявшие на левом фланге когорты, к которым на помощь пришли подоспевшие метатели Цезаря и его балеарские пращники, бросая сверху копья, быстро сбили ими варваров, которые были изнурены утомительным бегом вверх и ранами и едва переводили дух. Когда же на них двинулись густые толпы новых врагов, подоспевших к полю боя, прискакали германские всадники I Галльского легиона и начали стрелять баллисты и онагры Цезаря, развернутые на холме, и враг снова был отброшен. Но в центре отборные бойцы уродусии, сражающиеся обнаженными, не обращая внимания на губительный обстрел дротиками, с таким неистовством напали на легионеров Антония, что изрубили до единого две когорты и угрожали прорвать фронт. Антоний едва удерживался, когда подоспел Цезарь со своим I Галльским легионом и закрыл брешь. На глазах у своего главнокомандующего легионеры встали стеной. Тогда все нервии густейшими рядами, под предводительством своего главнокомандующего, устремились к этому пункту и битва возобновилась с удвоенной силой.
9. В это время германцы и резервные когорты I легиона, опрокинув варваров на левом фланге, атаковали нервиев оттуда, а сверху в лесу метатели и легионеры Антония наконец разбили галльскую конницу и мечников-батакориев и быстро устремились врагу во фланг и тыл. Командующий нервиями развернул их на обе стороны, отважно встретив атаку, но при этом его собственное наступление на центр римских позиций, защищаемый Антонием и Цезарем, утратило наступательную мощь. Под градом камней метательных машин, дротиков и снарядов пращников нервии сбились в кучу и были окружены.
10. После тяжелой победы над нервиями Багакум был взят и разрушен. Кампания 55 года была самой успешной для Цезаря с начала войны. Быстрая и кровавая победа над железными нервиями, уничтожение городов эбуронов и медиоматриков произвели большое впечатление на галльских вождей. Римляне встали по Рейну; Галлия покорилась, только отдаленные западные племена продолжали сопротивляться. До наступления холодов римляне и их союзники захватили город атребатов, вышли к Проливу и выбили пиктонов из Лютеции и регионов на Сене. На юге, в Нарбоннской Галлии, вольки, объявившие войну Риму, были разбиты VII легионом, их земли захвачены и обращены в собственность римского народа. Никогда еще мощь Рима не была такой грозной. Но в Галлии росли страх и недовольство тем, как ловко и быстро Цезарь превратился в господина в их стране.
Сфера влияния Рима к концу кампании 55 года до н.э.
Цитата
Ободрив 10-й легион, Цезарь направился к правому флангу. Там он увидал, что его солдат теснят, манипулы со своими знаменами сбились в одно место, солдаты 12-го легиона своей скученностью сами себя затрудняют в сражении, у 4-й когорты перебиты все центурионы и знаменщик и отбито даже знамя, у остальных когорт убиты или ранены почти все центурионы, в том числе и центурион первого ранга, необыкновенно храбрый П. Секстий Бакул, так тяжко изранен, что от слабости уже не может держаться на ногах, а остальные потеряли энергию; из задних рядов некоторые от истощения сил оставляют поле сражения и уходят из сферы обстрела, а тем временем враги безостановочно идут снизу на фронт римского лагеря и наступают на оба фланга; вообще все положение было очень опасно и не было под руками никакого подкрепления. Тогда Цезарь выхватил щит у одного из солдат задних рядов (так как сам пришел туда без щита) и прошел в первые ряды; там он лично поздоровался с каждым центурионом и, ободрив солдат, приказал им идти в атаку, а манипулы раздвинуть, чтобы легче можно было действовать мечами. Его появление внушило солдатам надежду и вернуло мужество, и так как на глазах у полководца каждому хотелось, даже в крайней опасности, как можно доблестнее исполнить свой долг, то напор врагов был несколько задержан.
Gaius Iulius Caesar. De Bello Gallico, III, 25
Gaius Iulius Caesar. De Bello Gallico, III, 25
1.К кампании 55 года Цезарь подготовился с необыкновенной тщательностью. Войска были пополнены, припасы подвезены, легионы скрытно подведены к границам. Медиоматрики упорно отказывались предоставить римлянам право прохода и Цезарь решил начать против них войну. Почувствовав неладное, вожди медиоматриков начали убеждать соплеменников проявить благоразумие, стянули воинов на границу и заключили союз с арвернами и эдуями, но было уже поздно.
Кампания Цезаря против медиоматриков и нервиев 55 г. до н.э.
Чтобы не вызывать опасений галлов на границе стоял один I Галльский легион Цезаря. Марк Антоний с III Галльским был на другом берегу Рейна, а Децим Брут с II Италийским - в Новиомаге. По приказу Цезаря Антоний скрытно переправился через реку, Децим Брут лесами приблизился к границе и римляне соединенными силами внезапно перешли в наступление. Воины медиоматриков, прикрывавшие рубеж, были сметены одним ударом. Арверны и эдуи, узнав о войне, отказались поддержать медиоматриков и напротив сохранили верность союзу с Римом. Через несколько дней Цезарь уже стоял под Треверумом - мощной цитаделью, превращенной галлами в оплот сопротивления.
Осада Цезарем Августа Треверума 55 г. до н.э.
2. Подойдя к городу и надеясь что после битвы на Рейне в нем нет защитников, Цезарь попытался занять его без боя, но многочисленный гарнизон и успевшее войти в Треверум галльское войско встало на стенах, готовое защищаться. Не дожидаясь подхода войск Марка Антония, Цезарь приказал начать осадные работы. Установив метательные машины, римляне разрушили варварскую стену в двух местах и под прикрытием пращников и метателей дротиков двинулись на штурм. В это время германская конница, союзная Цезарю, обнаружила приближение многочисленных отрядов, спешащих спасти осажденных. Возглавляемые солдурами, медиоматрики напали на левый фланг римской армии, пытаясь взять его в клещи вместе с защитниками города, бросившимися из крайнего к месту сражения пролома на вылазку. Германские всадники прогнали галльских застрельщиков, а когорты, развернутые Цезарем навстречу новому врагу, так дружно ударили навстречу галлам, что опрокинули их отряды и окружили солдуров. Верные присяге, обязывавшей их умереть вместе со своим вождем, солдуры храбро сражались и были перебиты все до последнего человека, вслед за чем войска левого фланга вернулись к штурму города.
Штурм римлянами галльской крепости
3. Построившись черепахой, солдаты I Галльского легиона ворвались через пролом в Треверум, но там на них обрушились такие большие силы медиоматриков, что битва приняла чрезвычайно упорный характер. Цезарь прискакал к пролому и лично воодушевлял солдат, но и варвары, подбадривая друг друга громкими криками и сознавая, что за ними остались беззащитные женщины и жилища, храбро сражались и продолжали наседать на римлян. Ворвавшиеся в город через дальний пролом когорты левого фланга захватили главную площадь в тылу сражающихся, но со всех сторон на них напали галльские резервы и долгое время казалось, что прорвавшиеся отряды будут сами уничтожены не то что не смогут помочь сражающимся в проломе на стенах.
4. В это время примчался Марк Антоний и с ним бегом запыхавшиеся пращники и метатели III Галльского легиона. Они начали такой дружный обстрел, что прогнали со стен остатки стрелков медиоматриков и принялись засыпать галлов камнями и дротиками, но и это не поколебало мужества защитников. Лишь когда развернулись баллисты III Галльского легиона и начали стрелять в гущу варваров огненными взрывающимися горшками, а в бой вступили когорты легионеров Антония, медиоматрики дрогнули и показали спины. Город был взят.
5. Цезарь запретил грабить жителей и приказал полностью разрушить галльский оппидум, намереваясь превратить захваченный город с главный центр римского владычества на Рейне. Переименовав его в Августу Треверум и дав права муниципия, Цезарь с двумя легионами выступил на север, против эбуронов, живущих в низовьях Рейна и во всем поддерживавших нервиев, приказав Дециму Бруту с II Италийским легионом атаковать последний оплот медиоматриков - Дурокоторум. Сопротивление галлов было тщетным и в короткий срок эбуроны и медиоматрики были разбиты и покорены. Не теряя времени на усмирение новых провинций и поручив это Дециму Бруту и Публию Крассу, набиравшему в Новиомаге новый VIII Германский легион, Цезарь пошел к столице нервиев - Багакуму.
Битва с нервиями, Багакум, 55 г. до н.э.
6.От лазутчиков Цезарь узнал, что вождь нервиев Бодуогнат не показывается, но его полководцы собрали для защиты столицы большие силы и ждут римлян в лесах за рекой Санлис. Антоний с III Галльским легионом двигавшийся из захваченного города эбуронов, перешел реку первым и напал на галлов. Местность, где развернулось сражение, представляла собой высокий лесистый холм, с которого римляне спускались на скопившиеся внизу полчища нервиев, и через который на левом фланге должны были перевались войска Цезаря, спешащие на помощь. С другой стороны на правом фланге лесом подходили большие силы варваров, так же поспешавшие на выручку своим.
7.Баллисты Антония начали обстреливать варваров, толпившихся внизу. Выбрасываемые ими камни с грохотом падали сверху и катились вниз, вызывая в рядах нервиев страшные опустошения. Легионеры, развернувшиеся на вершине холма в боевой порядок, начали спускаться лесом вниз, полагаясь на свое оружие и преимущества местности. Но едва они показались на открытом месте, как варвары с невероятной быстротой бросились вверх по склону и напали на римлян. Их конница, скрывавшаяся в лесу, атаковала римских метателей, которым на помощь пришли две когорты правого фланга, и среди густых деревьев там завязался отдельный бой, необычайно упорный, в то время как ниже по склону на открытой местности легионеры с трудом выдерживали яростный натиск нервиев. Марк Антоний скакал среди своих солдат, подбадривая их, напоминая о прежних победах и призывая храбро выдержать неприятельскую атаку.
8. Стоявшие на левом фланге когорты, к которым на помощь пришли подоспевшие метатели Цезаря и его балеарские пращники, бросая сверху копья, быстро сбили ими варваров, которые были изнурены утомительным бегом вверх и ранами и едва переводили дух. Когда же на них двинулись густые толпы новых врагов, подоспевших к полю боя, прискакали германские всадники I Галльского легиона и начали стрелять баллисты и онагры Цезаря, развернутые на холме, и враг снова был отброшен. Но в центре отборные бойцы уродусии, сражающиеся обнаженными, не обращая внимания на губительный обстрел дротиками, с таким неистовством напали на легионеров Антония, что изрубили до единого две когорты и угрожали прорвать фронт. Антоний едва удерживался, когда подоспел Цезарь со своим I Галльским легионом и закрыл брешь. На глазах у своего главнокомандующего легионеры встали стеной. Тогда все нервии густейшими рядами, под предводительством своего главнокомандующего, устремились к этому пункту и битва возобновилась с удвоенной силой.
9. В это время германцы и резервные когорты I легиона, опрокинув варваров на левом фланге, атаковали нервиев оттуда, а сверху в лесу метатели и легионеры Антония наконец разбили галльскую конницу и мечников-батакориев и быстро устремились врагу во фланг и тыл. Командующий нервиями развернул их на обе стороны, отважно встретив атаку, но при этом его собственное наступление на центр римских позиций, защищаемый Антонием и Цезарем, утратило наступательную мощь. Под градом камней метательных машин, дротиков и снарядов пращников нервии сбились в кучу и были окружены.
Цитата
Произошла полная перемена положения: даже те из наших солдат, которые свалились от ран, возобновили бой, опираясь на щиты. Тогда обозные, заметив у врагов панику, даже без оружия пошли навстречу вооруженным, а всадники стали сражаться по всему полю сражения, чтобы храбростью загладить свое позорное бегство и превзойти легионных солдат. Со своей стороны, враги даже при ничтожной надежде на спасение проявили необыкновенную храбрость: как только падали их первые ряды, следующие шли по трупам павших и сражались, стоя на них; когда и эти падали и из трупов образовались целые груды, то уцелевшие метали с них, точно с горы, свои снаряды в наших, перехватывали их метательные копья и пускали назад в римлян. Таким образом, надо было признать, что недаром эти удивительно храбрые люди решились перейти через очень широкую реку, подняться на ее высокие берега и взобраться на позицию, для себя, безусловно, опасную: их необыкновенное геройство сделало все эти величайшие трудности легкими.
Эта битва окончилась почти полным уничтожением всего племени и даже имени нервиев
Gaius Iulius Caesar. De Bello Gallico, III. 27-28
Эта битва окончилась почти полным уничтожением всего племени и даже имени нервиев
Gaius Iulius Caesar. De Bello Gallico, III. 27-28
10. После тяжелой победы над нервиями Багакум был взят и разрушен. Кампания 55 года была самой успешной для Цезаря с начала войны. Быстрая и кровавая победа над железными нервиями, уничтожение городов эбуронов и медиоматриков произвели большое впечатление на галльских вождей. Римляне встали по Рейну; Галлия покорилась, только отдаленные западные племена продолжали сопротивляться. До наступления холодов римляне и их союзники захватили город атребатов, вышли к Проливу и выбили пиктонов из Лютеции и регионов на Сене. На юге, в Нарбоннской Галлии, вольки, объявившие войну Риму, были разбиты VII легионом, их земли захвачены и обращены в собственность римского народа. Никогда еще мощь Рима не была такой грозной. Но в Галлии росли страх и недовольство тем, как ловко и быстро Цезарь превратился в господина в их стране.
Сфера влияния Рима к концу кампании 55 года до н.э.