Сообщество Империал: Forze corazzate d'Italia - за неимением настоящих танков... - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал

Сообщество ИмпериалБиблиотека Исторические Статьи Forze corazzate d'Italia - за неимением настоящих танков... Важный Контент

Информация об авторе

Из деревни приехал
  • Автор: Из деревни приехал

Информация по статье

  • Добавлено: 02 окт 2021, 00:37
  • Просмотры: 216

Последние Статьи

  Forze corazzate d'Italia - за неимением настоящих танков...

Forze corazzate d'Italia - за неимением настоящих танков...Из деревни приехал · 02 окт 2021, 00:37

  Regia Aeronautica во Второй Мировой войне (1939-1945)

Regia Aeronautica во Второй Мировой войне (1939-1945)Из деревни приехал · 01 окт 2021, 23:17

  Bellum Universalum: Rennaissance. Копьём и ружьём

Bellum Universalum: Rennaissance. Копьём и ружьёмCount Bagatur RF · 29 сен 2021, 12:12

  Казино Рокс и его характеристики

Казино Рокс и его характеристикиФонд Игровых · 23 сен 2021, 14:36

Forze corazzate d'Italia - за неимением настоящих танков...

Описание: Бронетанковая техника Италии во ВМВ (1939-1945)
Италия в войне. Блеск и нищета родины фашизма.

Часть вторая. Сдирая пиццу с траков...


М. В. Карфидов, Люберцы, 2014.


Если итальянская авиация, о которой мы говорили в прошлой статье, хоть и уступала своим одноклассникам большую часть войны, но всё-таки была более или менее конкурентоспособной, то вот итальянские танки (конструирование которых, вообще-то, по понятным причинам намного проще и дешевле разработки самолётов) почему-то явлили собой до такой степени лютый цирк, что не смеяться над ними невозможно было даже тогда.

Что двигало итальянскими конструкторами, порождающими такие чудовища – просто невозможно себе представить. Разве что ум их был затуманен прокисшим вином и испорченной пиццей, либо так повлияло проклятие фашизма.

Если серьёзно, то как раз на примере итальянской военной промышленности мы как нельзя лучше видим опровержение тезиса о том, что якобы фашизм, как государственная идеология, сплачивает все силы страны, делает производство эффективным, а нацию монолитной.

Напротив, реалии показывают, что порой всё происходит с точностью до наоборот, и целые национальные конструкторские школы впадают в безумие и начинают творить нечто непотребное.

Но от теории к практике! Начать, наверное, следует с того, что фейерверк танковых конструкций и полёт фантазии разработчиков, как это бывает с абсолютно любой новой техникой, имел место во всех странах в период Первой Мировой войны.

Imperial
Легкий танк Fiat 3000 с пулеметным вооружением. Италия.


Но, как это бывает со всей техникой, путём проб и ошибок верные решения со временем приходят и становятся повсеместными. Так и в конце Первой Мировой появилась самая эффективная и используемая по сей день в танках всего мира компоновка: уплощенный корпус с расположенными внизу сбоку гусеницами и вращающейся башней, в которой установлено вооружение.

Первым танком, использующим такую компоновку, был французский Reno FT-17. Итальянская армия закупила у Франции несколько танков, но из-за невозможности более масштабных поставок (военная промышленность Франции была перегружена заказами для собственной армии) итальянцы приняли решение наладить производство собственного клона данного танка, заменив узлы и агрегаты на более-менее похожие собственного производства. Так появился Fiat 3000.

Спаренная пулемётная установка имела сравнительно большую подвижность относительно башни, что ускоряло прицеливание по фронту.

Всего было построено около сотни экземпляров, а в 1929 году началась постройка модифицированной версии с усиленной подвеской и 37 мм противотанковым орудием вместо пулемётов. Таких танков построили ещё полсотни.

Imperial
Легкий танк Fiat 3000 с пушечным вооружением. Италия.


Концепция раздельного вооружения была вынуженной: лёгкий танк весом всего пять с половиной тонн не мог одновременно уместить в крошечной башне стрелка, пушку и пулемёт.

В результате пулемётные танки были бессильны против вражеской бронетехники и закрытой бронещитками артиллерии, а пушечные – против пехоты, поскольку осколочный снаряд калибра 37 мм мог поразить пехотинца разве что разорвавшись точно под ногами.

Тем не менее, итальянские конструкторы получили опыт производства и модернизации танков нормальной схемы, а итальянские танкисты имели отличные возможности оценить удобство и эффективность таких машин как на учениях, так и в боях: в 1926 году рота пулемётных танков прекрасно показала себя в боях с арабскими повстанцами в Ливии.

А вот дальше начинается «фашистское танковое безумие». В 1935 году создаётся и начинается массово производиться т.н. «лёгкий танк», а на самом деле – танкетка Carro Veloce CV-33, которая производилась до 1944 года и была построена в огромных по итальянским меркам количествах – порядка 1400 штук.

Imperial
Танкетки CV-35 со спаренными пулеметами, Италия.


Как можно видеть на фото, это такое двухместное «бронекресло» весом всего в три с половиной тонны со спаренными пулемётами, без башни (спаренный пулемет на танкетках CV появился только во второй модификации – CV-35 – прим. А. П.).

Понятно, что «безбашенные» конструкторы преследовали цель создать максимально дешёвое бронесредство с лёгким двигателем и противопульной бронёй.

Беда в том, что практически весь мир к тому времени уже отказался от такой конструкции. Подобного рода танкетки, если и строились, то, в основном, в качестве артиллерийских тягачей или машин снабжения пехоты (как это было у японцев), либо в качестве лёгких машин разведки, как у поляков.

Правда, польские машины (начавшие производиться, кстати, на несколько лет раньше) были при аналогичных характеристиках на целую тонну легче (как и в случае с авиацией, мы видим, что т.н. «весовая культура» у итальянских конструкторов хромала на обе ноги и в танкостроении), за счёт чего при той же мощности двигателя – быстрее и маневреннее.

Но если создание «быстрого таракана, в которого фиг попадёшь», как охарактериховал их один немецкий офицер-танкист, в целях разведки понятно, то вот танкетка, как основа бронетанковых сил армии, претендующей на региональное господство – это какое-то безумие!

Причём, подчеркну, это уже середина 1930-х, когда весь мир строит отличные полноценные боевые танки с пулемётно-пушечным вооружением, на которые итальянские конструкторы могут любоваться на всех международных выставках вооружений!

Что же получилось в итоге? Оказалось, что уничтожать эти танкетки прекрасно могут даже храбрые пехотинцы. Из-за невозможности танкетки быстро переносить огонь на большие углы по фронту, две-три группы пехоты, поочерёдно залегая, когда танкетка раворачивается в их сторону, банально берут её «на абордаж» даже без специального противотанкового вооружения! Батарея противотанковых пушек, укрыв расчёты за бронещитками, даже без особой маскировки и внезапности способна перемолоть любое количество этих танкеток. Ну а любой полноценный лёгкий танк, даже самый примитивный, позволяет превратить в фарш целые итальянские бронегруппы, что, собственно, и происходило во время Гражданской войны в Испании, когда итальянским «бронекреслам» пришлось столкнуться как с отчаянными республиканскими камарадас, вооруженными коктейлями Молотова, так и особенно с советскими Т-26!

Т-26 был создан на базе английского танка «Виккерс» 1930-го года, который в самой Англии не строился, предназначался для продажи в технически отсталые страны, так как был радикально прост в производстве и эксплуатации.

Он стал своего рода «учебной партой» для советской танкостроительной школы. Казалось бы, кто мешал итальянцам пойти по этому же пути, тем более что дорожка была проторена ещё на опыте Фиата-3000? Ан нет, они решили искать «свой путь», бессмысленный и беспощадный...

В качестве «вишенки на торт» осталось лишь добавить, что когда в СССР проводили испытания данной танкетки, захваченной в Испании, то выяснили, что она не способна передвигаться по грязи и снегу, т.е. для защиты СССР от этих итальянских «бронетанковых полчищ» можно было вообще ничего не делать – они бы и сами никуда не доехали...

Правда, надо отдать итальянцам должное, в 1936 г. они всё-таки приступили к разработке лёгкого танка нормальной компановки. Танк задумывался как идейное продолжени Fiat-3000, имел массу чуть меньше 8 тонн, сравнительно неплохую скорость по шоссе и более или менее современную подвеску.

Правда, разработка танка затянулась, особенно когда из Испании внезапно, как зима для русских коммунальщиков, пришло известие, что пушка оказывается танку всё-таки нужна, иначе взвод вражеских танков без потерь может выбить целую дивизию итальянских «бронекресел».

Со словами: «Чьёрт побьери» конструкторы кинулись всё переделывать. В итоге на стапели серийного производства свой танк они смогли торжественно выкатить... только к концу 1941 года!

Я даже не знаю, как это прокомментировать. Пять лет создавать танк, который даже на момент своего создания был безнадёжно устаревшим?!

В серии это «творение макаронного монстра» получило название Fiat L6/40. Циферка «6» в названии должна была обозначать вес в тоннах, но за столько лет разработки, да зная итальянскую любовь ко всему тяжёлому... Ну, сами понимаете – 7800 кг в итоге!

Imperial
Легкий танк L6/40, Италия.


В этот раз сходство с советским Т-26 угадывается без труда.

Imperial
Легкий танк Т-26, СССР.


Только итальянская машина получилась более узкой и короткой при той же высоте. Сэкономили на третьем члене экипажа, в результате командир оказался полностью занят наблюдением, заряжанием и ведением огня. Радиостанции нет.

Трудно представить, какими соображениями руководствовались итальянские конструкторы, когда клепали башню из 40 мм брони, лобовую броню в верхней части ставили 30 мм, а боковую и нижнюю часть передней – 15 мм.

Понятно было, что от крупнокалиберного пулемёта и 15 мм броня прекрасно защищает, а размеры танка таковы, что попасть в корпус из любой противотанковой пушки труда не составит.

Но самым великолепным было то, что в качестве вооружения для танка, пошедшего в войска аж в 1942 году, использовалась... 20 мм пушка! К тому времени она не могла поразить уже практически ничего, кроме лёгкой бронетехники. Это, по сути, ухудшенный аналог немецкого Т-II, которых к этому времени в Panzerwaffe фактически не осталось за бесполезностью и по причине потерь. Оставшиеся передавали в танковые школы, подальше от фронта. А итальянцы построили без малого 300 штук, и отправили их в войска. Зачем?

Но мы забежали вперёд. На момент начала Второй Мировой этот танк ещё проходил родовые муки у своих «талантливых» конструкторов, и до «родов» было ещё далеко, а тем временем итальянская армия была напрочь лишена хоть чего-то, хотя бы отдалённо напоминающего полноценный танк.

И вот в 1939 году появился ОН! Наверное, самый прекрасный в своём безумии итальянский танк M11/39!

Задумайтесь – 1939 год. В СССР в войсках массово освоены БТ-5/7. Эти танки громят японцев на Халхин-Голе. С середины 1933 года ведётся серийное производство 25-тонных средних танков Т-28 с 76 мм пушкой.

В Германии уже несколько лет производятся нормальные полноценные средние танки T-III, и T-IV с 37 мм и 75 мм пушками соответственно в нормальной башне.

В крайнем случае, можно взять всё тот же многострадальный «Виккерс»!

Но нет. Итальянцы строят ЭТО. То есть они взяли-таки за основу многострадальный «Виккерс». В 1939 году, они наконец-то взяли за основу танк 1930-го года!
Казалось бы, есть проторенная дорога, есть огромный опыт других стран – делай любую башню на свой вкус, что называется с баккарой и меритрисами, и вот тебе нормальный лёгкий танк. Да, устаревшая техника, без чудес в плане ТТХ, но хотя бы работает. А вместо этого...

Imperial
«Средний» танк М11/39, Италия.


Т.е. вместо того, чтобы по советскому образцу сделать полноценную пушечно-пулемётную башню, итальянские конструкторы соорудили КАЗЕМАТНУЮ установку для пушки калибром 37 мм с мизерными углами обзора и обстрела, и маленькую башенку со спаркой пулемётов, хотя опыт танковых боёв к 1939 году уже был, и немалый!

В боях за населённые пункты, на пересечённой местности, в условиях хоть сколько-нибудь неровного ландшафта, в бою с вражеской артиллерией и бронетехникой иметь возможность быстро повернуть башню, или двигаться в одном направлении и готовить выстрел в другом – жизненно важно.

Надо понимать, что конструкторы этого чуда жили не на «глобусе Италии», не на отдельной планете, а имели возможность знакомиться с опытом как других стран, так и собственных танкистов, уже прошедших Испанию и Абиссинию.

И при этом самое поразительное, что после первых набросков никто не похлопал конструктора по плечу со словами: «Что-то ты перепил граппы, дружок, иди-ка проспись».
Всё то время, пока велась подготовка чертежей – чертёжный отдел работал, и никто, ни один человек не вызвал санитаров! Пока шла подготовка макета и готовилось серийное производство – никто не заорал: «Да, остановите уже наконец это безумие, опомнитесь, вы посмотрите, какую ерунду мы творим!»

Нет, танк был запущен в серийное производство, и, прежде чем массовое помешательство на время отступило, успели построить больше ста штук!

Танки успели повоевать и в Африке, где они были не в состоянии пробить броню британских «Матильд», и в России, где им были не по зубам наши Т-34. Но даже те танки, броню которых эта пушка пробивала, равно как и артиллерийские орудия, естественно, жгли итальянцев куда чаще, чем страдали от них...

После вступления Италии во Вторую Мировую войну началось наконец-то производство первого условно нормального итальянского танка M13/40. Это 1940-й год.

Просто для понимания: в этом году началось производство танков Т-34. Уже год производится КВ-1. Немецкие T-III и T-IV доведены почти до совершенства, в производстве сменилась куча модификаций. Британцы строят Валентайн и Матильду II – полноценные мощные и хорошо бронированные танки с орудиями разных калибров.

И в это время итальянцы наконец-то доросли до танка, который, наверное, в году эдак 1933-м, наверное, смотрелся бы уместно!

В его очертаниях нетрудно заметить влияние всё того же «Виккерса». Мы не будем сравнивать этот танк со средними и тяжёлыми танками других стран – давайте сравним его с лёгкими, т.е. в этом же классе.

Вот, например, в СССР в 1935-м году запустили в серийное производство лёгкий танк БТ-7. На пять лет раньше итальянца. Масса у танков одинаковая, оба по 14 тонн, орудия примерно одинаковые по ТТХ, у нашего только чуть лучше точность и баллистика.

Только вот у нашего танка и скорость в два раза выше, и запас хода в два раза больше. И почему-то продвинутая итальянская школа моторостроения смогла дать танку только убогий «жужик» мощностью всего 125 лошадиных сил.

Задумайтесь: 125 лошадей. 14 тонн. 1940-й год…

У советского же БТ-7 мощность выше в три с лишним раза: 400 лошадей!

Как обычно итальянцы потратили массу на тупое утяжеление: нарастили лобовую броню так, что с одной стороны паразитная масса выросла, а с другой – никакой защиты от типичных для 1940-го года орудий она не давала. Нашим же удалось добиться практически такой же защищённости просто за счёт расположения брони под выгодными «рикошетными» углами:

Imperial
«Средний» танк M13/40, Италия.


Imperial
Легкий танк БТ-7, СССР.


Получается, что за почти 20 лет правления фашистского режима итальянская конструкторская школа не просто не развивалась, а, скорее, даже деградировала! Они создавали технику, отстающую от требований времени, на многие годы. И, такое чувство, что все отказывались это понимать…

Первые же бои в Северной Африке показали, что помимо убогих ТТХ, низкой подвижности и плохой живучести танки M13/40 ещё и абсолютно ненадёжны, они моментально выходят из строя из-за песка! Прекрасный подарок режима своим верным солдатам!

Наступил 1941-й год. На каких танках в это время воевали все страны-участницы Второй Мировой, читателю уже понятно. Итальянцы же создают новый танк, получивший новое обозначение M14/41.

Imperial
«Средний» танк М14/41, Италия.


Нет, дорогой читатель, глаза тебя не обманывают, и это не ошибка автора или редакции. Действительно, найти каких-то отличий от M13/40 не получится. Даже более того: этого не удалось сделать и итальянским танкистам, перевооружившимся на этот танк с предыдущего.

Все отличия свелись к новым фильтрам от песка (теперь танк перестал ломаться от любой песчинки, но зато начал перегреваться), и новой решётке радиатора. Единственное отличие, заметное экипажу – бронедверь на левой стороне корпуса, которую хорошо видно на фото.

Защищённость борта от такого ослабления заметно упала, но зато теперь у экипажа появился дополнительный шанс выбраться из горящей машины до своего полного запекания.
Мощность двигателя тоже увеличили на 20 л.с., т.е. она достигла 145 л.с. Правда заметить этой «гомеопатической» прибавки на динамических характеристиках танка так никому и не удалось.

В общей сложности было выпущено примерно по 800 единиц обеих модификаций, что сделало данный танк основой итальянских бронетанковых войск во Второй Мировой войне.
Т.е. пока остальные страны развивали бешеными темпами своё танкостроение, разрабатывали всё более мощные, защищённые и эффективные танки – итальянцы так и продолжали клепать эти консервные банки. Причём клепать – в буквальном смысле, так как клёпаная броня во всём мире давно считалась анахронизмом в силу крайне низких защитных свойств по сравнению с аналогичной литой или сварной…

В начале 1943 года в производство запустили очередную модификацию танка, которая отличалась от предыдущей очередным увеличением мощности двигателя. В этот раз её подняли до «невероятных» 192 л.с., т.е. она продолжала оставаться более чем в два раза меньше, чем на наших лёгких танках образца 1935 года…

Новых машин успели построить немногим более 200 шт. Значительная их часть после капитуляции Италии досталась немцам, которые не смогли придумать им адекватного применения на полях главных сражений, и отправили в глубокий тыл, гонять югославских партизан.

А вот разработку полноценного среднего (по итальянским понятиям – тяжёлого) танка конструкторы начали в Италии только в том году, когда, по-хорошему, надо было уже иметь войска, полностью оснащённые данной машиной – в 1940-м!

К сожалению для итальянцев, разработка шла медленно и тяжело, поскольку, видимо, отравленные фашистской идеологией мозги конструкторов просто отказывались создавать нечто полноценное в области танкостроения. Хотя, в принципе, именно этот танк мог бы стать вполне нормальным оружием своего класса.

P26/40 получил мощную броню (правда, всё равно клёпаную), пушку нормального калибра и слабенький для танка массой 26 тонн мотор, а точнее – разные моторы, дизельные и карбюраторные, мощностью всего 330-420 л.с., которых всё равно не хватало.

Imperial
«Тяжелый» танк Р26/40, Италия.


Правда строиться этот танк начал уже в 1943 году, под немцами, после капитуляции Италии, так что назвать его полностью итальянским нельзя. Да и выпущено их было всего около сотни...

В заключение можно лишь повторить выводы из первой части статьи. Приход к власти в Италии фашистов во главе с Муссолини не дал довольно современной итальянской промышленности и конструкторским школам того времени никакого толчка в развитии, никак не поспособствовал поднятию экономики, а наоборот, погрузил всё в хаос, в результате чего итальянские конструкторские бюро и заводы за весь период итальянского фашизма оказались не в состоянии разработать и производить танки, которые хотя бы приблизительно соответствовали требованиям времени.

Вместо этого в долгих муках рождались чудовища, устаревшие уже на момент разработки, и совершенно неэффективные в бою против сколько-нибудь серьёзного противника.
При этом на глаза итальянских конструкторов как будто кто-то невидимой рукой одел чёрную повязку (или рубашку?), и они каким-то невероятным образом умудрились проигнорировать массу удачных решений, которым следовали танкостроители всего мира, а вместо этого как будто специально аккумулировали в своих творениях всё отсталое и заведомо неэффективное.

К сожалению для итальянцев, уровень «крепости маразма», повышаясь от авиации к танкам, достиг своего апогея в стрелковом оружии, о чём мы и поговорим в следующий раз!
    Jackel, 04 октября 2021, 16:59


    Imperial
    Эмоций много, фактов мало. Ну так, навскидку, касательно Л6 и вообще легких танков - а в СССР массово строились Т-60, Т-70 и Т-80, причем последние два - это вообще 43-44г., основная САУ поддержки пехоты - на минуточку, картонная полуоткрытая СУ-76. "и отправили их в войска. Зачем?"(с).

    И так во всем. Всякая страна есть заложник собственного промышленного комплекса, традиций, географических и политических условий - вроде очевидно, но не для всех видимо. Слепленная на коленке компиляция ни о чем с массой странно-оценочных суждений "популярного" характера.

    "Приход к власти в Италии фашистов во главе с Муссолини не дал довольно современной итальянской промышленности и конструкторским школам того времени никакого толчка в развитии, никак не поспособствовал поднятию экономики, а наоборот, погрузил всё в хаос, в результате чего итальянские конструкторские бюро и заводы за весь период итальянского фашизма оказались не в состоянии разработать и производить танки, которые хотя бы приблизительно соответствовали требованиям времени." - Да конечно. Просто Италия в военно-промышленном ранге не прыгнула выше головы и осталась там же, где была и до того. А так-то да, можно например тигр с т-34 или шерманом ещё посравнивать, или снова помянуть японский танкострой, "ненужный" на ТО в отличие от больших красивых линкорчегов - хз правда, зачем...
    Из деревни приехал, 04 октября 2021, 19:40


    Imperial

    Jackel (04 октября 2021, 16:59):

    Эмоций много, фактов мало. Ну так, навскидку, касательно Л6 и вообще легких танков - а в СССР массово строились Т-60, Т-70 и Т-80, причем последние два - это вообще 43-44г., основная САУ поддержки пехоты - на минуточку, картонная полуоткрытая СУ-76. "и отправили их в войска. Зачем?"(с).


    Я не Максим, конечно, может, он и зарегистрируется, и ответит.

    Но СССР был вынужден наладить производство дешевых танков и САУ, чтобы восполнить те потери, которые понес в 1941-1942 гг.

    Как только ситуация с выпуском Т-34 и соответствующих САУ выправилась - Т-60 и Т-70 прекратили выпускать.

    К тому же легкие танки на то время - еще и разведмашины. Но строить имперскую концепцию при отсутствии нормально оснащенных ВС - это даже для Италии не очень умно.

    Спойлер (раскрыть)
    Из деревни приехал, 04 октября 2021, 23:35


    Imperial
    По моей просьбе Максим прочитал и ответил. Выкладываю его ответ тут, не меняя:
    Спойлер (раскрыть)
    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
    РегистрацияВход на форум 
    Сообщество ИмпериалБиблиотека Исторические Статьи Forze corazzate d'Italia - за неимением настоящих танков... Обратная Связь
    2021 «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · Сотрудничество · 21 окт 2021, 23:26 · Счётчики