Интервью с ещё одним интересным деятелем нашего форума - господином Arkess. Сегодня речь зайдёт о переводах, Вархаммера и о многих других занятных темах.
Автор:
CountBagaturMonte
Дата: 08 сен 2023, 23:55 · Просмотров: 318

Дата: 08 сен 2023, 23:55 · Просмотров: 318
Интервью с Arkess. Переводы, СА, любимая Ваха и много чего ещё.

Всем привет. Наверное, все слышали про доблестную команду переводчиков форума Империал. Когда в СА объявили о прекращении поддержки русского языка, мир тоталварщиков отчётливо понял, что надежда не угасла. Ведь есть достойные ребята, которые готовы взяться за дело и сделать всё на "отлично". Переводы Империала отчётливо показали, что отчаиваться не нужно в любой ситуации. Сейчас в СА уже вернули русский язык, но для команды переводчиков работы ещё полно.
В гостях у нас побывал господин Arkess (Станислав), видный деятель Сообщества, известный переводчик игр и, если можно так выразиться, вдохновитель многих подвигов. Он - большой поклонник вселенной Warhammer. Но есть у него и много других достоинств.
Он рассказал нам, как пришёл в Сообщество Империал, и что сподвигло его делать переводы для разных игр.
Гость программы - Станислав ака Arkess
Ведущий - Александр Крохмаль ака BagaturKhan (CountBagaturMonte)

Всем привет. Наверное, все слышали про доблестную команду переводчиков форума Империал. Когда в СА объявили о прекращении поддержки русского языка, мир тоталварщиков отчётливо понял, что надежда не угасла. Ведь есть достойные ребята, которые готовы взяться за дело и сделать всё на "отлично". Переводы Империала отчётливо показали, что отчаиваться не нужно в любой ситуации. Сейчас в СА уже вернули русский язык, но для команды переводчиков работы ещё полно.
В гостях у нас побывал господин Arkess (Станислав), видный деятель Сообщества, известный переводчик игр и, если можно так выразиться, вдохновитель многих подвигов. Он - большой поклонник вселенной Warhammer. Но есть у него и много других достоинств.
Он рассказал нам, как пришёл в Сообщество Империал, и что сподвигло его делать переводы для разных игр.
Гость программы - Станислав ака Arkess
Ведущий - Александр Крохмаль ака BagaturKhan (CountBagaturMonte)
---
BagaturKhan:
Станислав, приветствую!
Спасибо, что согласились поучаствовать в нашей Сентябрьской программе форума.
Arkess:
Приветствую! Готов ответить на все вопросы.
BagaturKhan:
Давайте, сразу и начнём. Для начала о ваших любимых сеттингах.
Все знают, что вы фанат одноимённой фэнтези-вселенной. Расскажите про ваше увлечение Вархамером. В целом. Какую из этих двух вселенных любите, точнее какую из вариаций? ФБ или 40к?
Arkess:
По правде, я никогда не был поклонником ни ФБ, ни 40к. Обе вселенных, хоть и имеют приличный багаж лора и возраст, не отличаются ни оригинальностью, ни целостностью. Если начинаешь вчитываться в таймлайн, то складывается ощущение, что читаешь сценарий лоста, который вымучивали, лишь бы продолжать набрасывать загадочность, не утруждаясь в объяснениях, так тут точно то же самое, но с набросом конфликтов. Кто с кем куда воюет, плохие-хорошие - все, как в дешевом мексиканском сериале.
Знакомство с Вахой началось с ДоВ, мне, как старкрафтеру, эта игра показалась глотком свежего воздуха. Буквально месяцами я погибал в мульте, без особых успехов, адаптировался к тактике, изучал юнитов, ну и по ходу более-менее вникал в лор. Зацепил художку. Из того, что мне зашло - это цикл Эйзенхорна (Эбнетт) и приключения Кайафаса Каина - забавный цикл про такого себе Швейка в офицерском ранге, который выставляет себя куда более трусливым и мелочным человеком, которого незаслуженно считают героем, но по ходу повествования сам же подтверждает свой статус. Неплохие циклы. Остальное (а книг по вселенной очень много), включая Ересь Гора/Хора/Хоруса в разных переводах - мусор, посредственная милитари фантастика.
В общем, отношения с Вахой 40к у меня приязненно-нейтральные, хотя экспертом в лоре меня не назвать - я смогу отличить "леман русс" от орочьего танка разве что наличием орочьей головы, торчащей из люка. Вселенная ФБ сильно слабее, это совсем уж дженерик-фентези, которое не особо интересно изучать. Хотя персоналий во вселенной гораздо больше, приписаны они лучше, так что можно сказать, что ФБ - это больше про героев и лидеров, а остальное - антураж. Думаю, ролевая игра во вселенной получилась бы интереснее, чем стратегия.
BagaturKhan:
A pасскажите, как пришли на Империал. Что вообще сподвигло на это? Как нашли его?
Arkess:
Наверное, как и многие, я уже точно не помню. Я давний обитатель стройки (Сimtwа), в его жизни принимал куда более активное участие, чем сейчас на импе или где-либо еще. Я выходец с комьюнити Парадоксовских игр, серию Тотал Вар до 12-13 годов не особо жаловал. В нашем комьюнити играли в старкрафт, hearts of iron, victoria, EU3, пятую циву, а тотал вары считали красивой, но слишком простенькой для мульта. Как-то случайно встрял в МП по второму Сегуну - затянуло, пересмотрел отношение не только к игре, но и к серии в целом.
Мой приход на Империал связан с тем, что после возвращения в Украину в 2014 я на какое-то время забросил парадоксовские игры, было не до них. Через некоторое время, когда обустроился, осел, завел стабильные отношения, вернулась и игровая зависимость. Время потеть в мультиплеере прошло - ни в Старкрафт, ни в параходомульт не тянуло, и Тотал Вары стали отличной ненапрягающей альтернативой. А где Тотал Вар - там и Империал. На тот момент альтернативные площадки уже подавали признаки запустения.

BagaturKhan:
Спасибо.
Все мы благодарны за то, что вы принимали участие в команде переводчиков ТВ Вархаммер 3. Ну не буду лишний раз говорить про языковую политику, но все знают, что любая отмена языка - это только во вред. Но именно благодаря вам всем уже ясно, что без русификаций ни одна ТВ игра не останется, даже если вдруг русский язык отменят снова.
И всё-таки интересно, как вы работали? Что чувствовали? Были ли разногласия? Или наоборот единство?
Arkess:
Сразу поправлю: я не был частью команды переводчиков Империала и до сих пор не являюсь. Скорее идейным вдохновителем.
Для меня это не первый проект по переводу. Я принимал участие в переводах Crusader Kings, DLC к Victoria 2, модов к Civ4. Самый известный проект - это организация перевода Europa Universalis 4, которая стала самым крупным фанатским проектом по переводу в рунете. Нам тогда удалось подписать команду из почти 40 человек, впрочем, до окончания перевода дожили не все. Огромный объем текста был не единственной проблемой - в 2013 у переводчиков и близко не было таких инструментов, как сейчас, не было опыта работы с таким большим коллективом, шведы открыто высказывали свое презрение и нежелание взаимодействовать - даже подружить игру с кириллицей оказалось вызовом. Так что, когда народ начал массово падать духом после анонса об отмене локализации, для меня это стало челленджем, а не печальной новостью.
Потому я почти сразу после выхода апдейта сделал и выложил русификатор с машинным переводом, чтобы у людей была возможность не ждать полный ручной перевод и не дергать переводчиков. Когда шел перевод EU4, мы работали с контентом вдесятки раз больше по объему, много времени уходило на организацию и рецензирование, потому перевод Европы шел очень долго, народ нервничал, постоянно отвлекал переводчиков, втягивая их в срачи и еще больше мешая их работе. Доходило до откровенных оскорблений и обвинений в дармоедстве (хотя все были добровольцами и делали бесплатно на голом энтузиазме - не было донатов, как сейчас). Так что я поделился опытом в некоторых моментах с командой импа и пошел пилить перевод на скорую руку.
Почти сразу мне написал ss7787 с предложением совместно поработать и интегрировать его наработки по второй части в третью. Моя работа свелась в большей степени к оперативному "грязному переводу" и техническим вопросам, а подавляющая часть работы по переводу нового контента - его заслуга. Несмотря на то, что у нас разные точки зрения на многие вопросы на бытовые форумные темы, мы оба чувствовали совместную ответственность за наше пусть временное, но детище и поработали без проволочек. В итоге, несмотря на то, что изначально мод не подразумевался на постоянную основу, у него до сих пор 6к подписчиков.
BagaturKhan:
Если хотите, не просветите ли , почему Друид был объявлен персоной нон грата? Я заметил, не все любят о нем говорить после весенних событий.
Arkess:
Об этом лучше всё-таки спросить Государя как непосредственного участника событий. Я могу лишь прокомментировать со стороны и это чистый субъектив. Несмотря на то, что мы работали параллельно с командой Империала, а не в одном проекте, у нас не было никакой прямой конкуренции. Возможно, присутствовал некий состязательный аспект, но не более того - наоборот, мы следили за работой друг друга и в какой-то мере улучшали переводы друг друга. Ситуация с Друидом была полной противоположностью.
Толчком к конфликту послужило описание мода, которое целиком и полностью являлось антипиаром, якобы изобличавших команду Государя во всех смертных грехах. Не будь его - все бы воспринималось намного мягче. О причинах конфликта Друида с командой у двух сторон разные версии, не считаю этичным комментировать обе - я постороннее лицо. Скажу лишь, что Друид повел себя в высшей степени непрофессионально и по-детски и сам занял "боевую стойку" в ситуации, когда этого не требовалось.
Другой негативный момент - это его подход к переводу. Секрета никакого нет - он делает машинный перевод, который потом вручную дорабатывает, мы и сами шли по этому пути. Но мы честно предупреждали об этом пользователей, чтобы подпис не терял время и четко понимал, что в итоге получит - Друид же всячески позиционировал свой перевод как авторский, коим тот не являлся. Такое сочетание введения пользователей в заблуждение относительно перевода и поток грязи на конкурентов - команду Государя - и сколотили коктейль из негатива. Всё это сопровождалось активной конкуренцией, распространением перевода Друида в СМИ под видом первого авторского перевода, что, со своей стороны, добавило еще больше негатива со стороны людей, успевших опробовать сей перевод и убедиться в том, что он не авторский и качеством не лучше 2 машинных переводов, появившихся в день выхода игры. Впрочем, не утверждаю, что он таковым не стал, но уже через недели и месяцы после публикации и точно - после выхода перевода от Империала.
Вероятно, спустя время он и сам осознал, что наслушался плохих советов и перегнул палку. Так что я бы не ставил крест на Друиде и восстановлении отношений с форумом - было бы желание. И, думаю, даже так история с Друидом послужила переводу во благо.
BagaturKhan:
Что думаете о развитии форума сейчас?
Имеется ввиду то, что благодаря усилиям Гены, форум уже представляет собой международное комьюнити, а не только русскоязычное.
Arkess:
Хотя я провожу много времени на Империале, большую его часть я сижу с телефона, обливаясь кровавыми слезами. По специализации я поведенческий аналитик - анализирую взаимодействие пользователей с сайтом, интерфейсами, в общем - делаю так, чтобы юзеры на сайте делали то, что от них требуется и все были довольны. Так вот империал не просто имеет проблемы с так называемым UI/UX - он из них состоит. И Гене не то, чтобы хватает понимания, что именно нужно делать - у него нет вообще понимания, как правильно делается то или другое. При этом именно по технической части скилл у Гены будь здоров, а я не понаслышке знаю, насколько геморройно может быть работать с форумными движками, состоящими из постоянно отваливающихся и плохо сочетающихся модулей и надстроек.
Так что я считаю, что с тематикой и контентом форум движется туда, куда нужно, но сейчас не время для консерватизма в технологиях - для дальнейшего роста удобство будет играть все большую роль, мобильный трафик растет каждый год на протяжении уже полутора десятков лет, качество страниц оценивается поисковыми системами не только по базовым показателям, но и по показателям удобства для пользователя - и если не запрыгивать на эту лодку сейчас, со временем форуму будет сложнее и сложнее конкурировать в выдаче с огромными, но совершенно лишенными ламповости мастодонтами-игроСМИ.
BagaturKhan:
Что ждете в будущем от СА? Какую бы игру серии вы хотели?
И на что рассчитываете? Хотелось бы узнать.
Arkess:
"Я уже ни на что не надеюсь и ничего не жду". Шутка. Хотя нет, еще год назад я бы сказал, что шутка - но сейчас я именно так и считаю. 5 лет назад издатели на фоне взрывного успеха Дестини и Овервотч захотели свою собственную Дестини, а некоторые, как Юбисофт - сразу несколько. Жаль, что выбор Сеги пал на CA, впрочем, у них не было особых вариантов, разве что покупать новую студию, к чему Сега была не готова. Так появился стресс-фактор, который может привести студию к пропасти. Я бы предположил, что ухудшение качества продуктов студии с 2018 года не просто совпадение, а следствие глобальной перестановки кадров и слишком уж экстенсивной стратегии расширения.
Экстенсивное расширение - это всегда падение качества, мне как пользователю всегда предпочтительнее интенсивное развитие. Поэтому для меня последняя надежда - это то, что комбинированный провал текущей политики по Вархаммеру, рекламной кампании по Фараону и будущий провал Hyenas заставят Сегу провести реорганизацию студии, пересмотреть подход и вернуться к классической бизнес-стратегии. Если этого не произойдет, то даже если мы увидим следующим тайтлом долгожданный Medieval 3 - нам сильно не понравится то, что нам там покажут.
BagaturKhan:
Расскажите про какую-нибудь вашу особо запоминающуюся проходку в Тотал вар игре. Если есть.
Arkess:
Помню первую партию в Аттиле. Я тогда порядком отвык от Сегуна за несколько лет перерыва в играх, а тут целых 20 юнитов, убивающих друг друга за секунды, да как тут вообще можно управлять этим бардаком?! Так думал я, чертыхаясь и отбиваясь несчастными то ли пиктами, то ли эбданами от римлян. Потом я открыл для себя мечников со щитами, кое-как вник в систему застройки, даже высадился к франкам. И тут начались всякие страшные предупреждения - смерть, гунны! Хах, что мне эти гунны, я далеко на севере. У меня злобные мечники! Но мой энтузиазм недолго длился - картошка с каждым ходом начала расти все хуже, с востока начали приплывать какие-то странные люди с топорами, в общем, я принял решение - ах так! Переселяюсь в Иберию! Вестготы пришли к успеху - чем я хуже? Только по итогу не расчитал, что умный такой я не один и иберийцы не жалуют новоприбывших. В итоге, пока британию доедали даны, я потерял две крупных армии в районе Наварры, дропнул игру и пообещал себе больше никогда не запускать эти ваши "гребаные тотал вары".

BagaturKhan:
Спасибо за подробные ответы.
Так вы, оказывается, известный человек в комюнити. Честно говоря, многое из этой инфы я даже не знал.
Спасибо за подробности.
Да, вы были идейным вдохновителем, но это как раз бывает во многом важнее, чем что-либо. Вы даёте идею, вы пробуждаете дух, и этот дух уже начинает действовать, жить сам по себе, стремясь к совершенству. Вот такая вот философия.... Иными словами: вы этот дух и пробудили.
И вот что мы видим, качественные переводы на игру. И осознание общественности, что в случае если опять что-то задумают отменить, людям уже не о чем беспокоиться. А донаты всегда найдутся. В конце концов, это нормально, когда за работу человеку дают какие-то бонусы. Человек работает, старается, тратит энергию.
По поводу Друида - всё понятно. Вообще жалко, что он так поступил. Мог бы продолжить своё участие в команде, если бы не его ошибка. А вводить в заблуждение пользователей, озабоченных переводом, это, как минимум, неразумно. Вот смотрите: человек сидит, ждёт-надеется, а тут раз и выходит то, на что он рассчитывал. Но когда он скачивает это, то расстройства ещё больше. Уж лучше бы ничего не вышло. Такое создаётся впечатление.
Но, думаю, у Друида ещё есть шанс исправиться.
По поводу Вархаммера - у меня ж почти так же. Только вот ФБ я очень уважаю, как и 40к. И книжек полно. Естественно, электронных.
Но не согласен с суждением, что по ФБ только ролевые. Напротив, стратегии там очень вписываются. А по ФБ стратежек действительно не хватало. Только если Mark of Chaos. Но в неё переиграли все. Ваха ТВ просто должна была выйти, чтобы исправить ситуацию.
А вот 40к на движках СА, как говорят, это будет сложно, учитывая то, что придётся здорово поработать. Как минимум, космическую часть точно придётся делать.
По поводу Империала - спасибо за критику. Критика - это всегда хорошо. Она помогает совершенствоваться. Гена не обидится, уверен.
Что до СА, то как я уже исписал половину форума, я считаю, что они должны сделать что-то по Вестеросу, если хотят фэнтези продвигать. Вархаммер уже был. Четвёртую часть Вахи они едва ли замутят.
А вот по Вестеросу - безусловно. Было бы интересно. Этот мир, как и ФБ, тоже подходит для реализации на движках Тотал вара. Представьте только: громадные армии Безупречных с драконами и дотракийцами эпично осаждают Королевскую гавань! А драконы-то вполне реальны! Уже показали нам, что это возможно.
Ну или Пляска Драконов, когда замес был между Эйгоном и Рейнирой (всп. "Час Дракона"). Тоже вполне реально. Хотел бы, чтобы СА всё-таки задумались об этом.
Ну а по поводу проходок... Аттила - это вообще сложная игра. Сёгун 2 и то проще.
Но в целом, в Тёмные века так и было. Там особо было не разгуляться. То, что в Аттиле нельзя накропать по 200 полнофлажковых армий и загробастать карту за 100 ходов - это норма. Исторический, чтоб его, реализм.
У меня же интересные проходки были в основном в Рим1 и Медьевале 2. Я больше фанат этих игр. Аааа... Ну ещё Сёгун 2, помню, когда Киото удерживал от вражеских орд. Когда вся карта на меня ополчилась.
Последние вопросы.
Что вообще хотели бы увидеть от СА в будущем? Понимаю, что задавал этот вопрос выше.
Но всё-таки.... Какую реализацию и какой вселенной? Если вдруг, от вашей мечты зависели бы поступки компании.
Согласились бы с моим суждением насчёт уместности Вестероса? Или тут надо , как вы упоминали, подход менять капитально?
И что вообще собираетесь делать дальше в сфере переводов? Какие ещё переводы на очереди?
Модами не займётесь? Много проектов на ТВ без переводов лежат.
Спасибо!
Arkess:
Что насчёт СА..... Ну...
Мне бы хотелось, чтобы СА вернулись на путь экспериментов, не боялись делать смелые шаги. Когда-то это вознесло студию над конкурентами - да, были эксперименты неудачные, вроде той же Empire, но в итоге студии удалось создать свой, неповторимый продукт с уникальными ключевыми особенностями. А сейчас, если играл в одну игру студии - считай, играл во все. Покажусь банальным, но больше всего мне интересно увидеть Medieval 3, но не как аддон на Аттилу, а игру с совершенно другими механиками на стратегической карте. С вассальными отрядами вместо прямого найма, с производственно-торговыми цепочками, разрушение которых, собственно, и привело к темному Средневековью. Чтобы игра была сильнее зависима от торговли и законов, чтобы грабежи имели реальную ценность и составляли альтернативу тупому покрасу. С качественным управлением вассалами, с ограниченным доменом и поступательным переходом к абсолютизму. Со смещением акцента с юнитов и циферок на командование и эволюцию построений. Чтобы игрок не просто нанимал отряды тиром повыше, чтобы лучше красить карту, а отряды устаревали просто потому, что новые характеристиками получше, а чтобы новые отряды буквально принуждали менять тактику на поле боя. Изменить цели крестовых походов - ведь у каждого они были разные и не заключались просто в том, чтобы сжечь пару городов в другой точке мира. Это плохо, когда игрок поддерживает крестовый поход только ради покраса или бонусиков. Он должен понимать, почему ему нужна поддержка католической церкви, почему его власть зависит от этой поддержки, т.е. крестовый поход не должен являться каким-то приключением - он должен быть осознанным и крайне важным для феодала шагом, а симбиоз церкви и феодального государства должен быть крепок.
Я думаю, даже если в каких-то аспектах такой эксперимент провалится, такая игра привлечет к себе внимание поклонников более глубоких глобалок. Думаю, СА вполне может потянуть параллельную разработку комплексных частей серии наряду с более простыми и ненапряжными, при этом и овцы (казуалы) будут целы, и волки (фанаты с моноклями) сыты.
Что касается модов и переводов....
Я работаю над украинским переводом Вархаммер 3 на основе машинного, но оказалось, что этот кусок я не в силах в одиночку прожевать. Начал с азартом, но по сей день готово менее половины и энтузиазма особого нет, по большей части из-за отношения студии к игрокам. Хотя как знать - вон умелец целый год переводил игру на японский и осилил перевод.
Следующий перевод, очевидно, Фараон, хотя пока непонятно, я буду собирать команду или присоединюсь к имеющейся - это будет зависеть от того, кто быстрее почухается. Моды мне малоинтересны.

BagaturKhan:
Интересно. По поводу украинского перевода - уверен, что помогут вам. Желаю в этом деле успехов.
А по поводу СА - и снова вы правы. По сути, все предыдущие вышедшие игры списаны с Аттилы. Ну в смысле, как будто в аддоны играешь. И механика та же и анимация. Но нового хочется, ребята, чего-то реально нового.
Успехов вам в переводе Фараона. Полагаю, это будет котироваться как никогда. Вот только дождаться бы релиза. И посмотреть , как они вылепили игру
А всё-таки что насчет Вестероса? Если не секрет
Почему я все время спрашиваю, потому что может мы нашими идеями реально как-то повлияем на СА. Они ведь читают форумы и наверняка ивью.
Увидят идейку, зацепятся...
Arkess:
По поводу донатов, хочу сказать....
Для любой командной работы нужны 2 из 3 вещей: энтузиазм, мотивация и звездюли. Только на чем-то одном проект рано или поздно развалится. Так что да, донаты - это неплохой мотиватор, но донаты и звездюли - лучше. Правда. Энтузиазм имеет свойство быстро заканчиваться, особенно, когда ты перевел 400 строк, выдохнул, а это процентов 5 от того, на что подписался. Так что хороший командир с меткими звездюлями даже в фанатском проекте играет не последнюю роль.
Я когда-то составлял список самых вероятных тайтлов, куда полезет СА. И из фентезийных ПЛиО был самым вероятным. СА очень любят экранизации - герои троецарствия - вылитые копии героев "Битвы у Красной Скалы", в Аттиле явно угадываются черты Батлера из одноименного фильма, Наполеон подозрительно напоминает оного из одноименного мини-сериала, персонажи Трои взяты сами знаете откуда (за исключением Брэда Питта - видимо, побоялись попасть на роялти). А сейчас в производстве сериалы по вселенной, причем крайне успешные, Мартин еще жив и пока грозится продолжить писать - так что я почти уверен, что мы увидим Вестерос рано или поздно.
BagaturKhan:
Ну вот, я и нашёл единомышленника. А то всё писали тут некоторые, что Вестерос не нужен. А вот SpanishHighlight между прочим, очень даже прав.
И я бы тоже с удовольствием посмотрел на реализацию "Дома Дракона" или вторжение Дейнерис. Вархаммер уже показал нам, что любые мифические существа возможны. Так что с их реализацией проблем не должно быть. Слава Богу, что не я один так думаю, а желающих увидеть Мир Льда и Пламени всё больше.
Да, безусловно. Мартин будет реализован. Вопрос только - когда. В этом году, в следующем, лет через 10. Но он будет реализован. Потому что без этого никак. И в СА наверняка уже это понимают. Там же тоже смотрят кино, анализируют мнение фанатов, читают книги. Что сейчас популярно - и что котируется.
Всё это они знают. И потому, уверен, что до Вестероса всё же доберутся. А я буду первым, кто возглавит атаку на Королевскую Гавань, но не в моде на Медьевал, а уже в полноценной игре от СА.
Что ж, огромное вам спасибо за интервью! До новых встреч.
И желаю вам больших успехов в вашем творчестве.
Arkess:
И вам спасибо!
До новых встреч.
----
С нами был знаменитый форумчанин Arkess, переводчик игр и большой поклонник вселенной Вархаммер.
Пожелаем ему удачи в творческом процессе и в переводах. И будем теперь ждать Фараона.
А Рамзес, как мы видим, уже совсем не за горами....
Пожелаем ему удачи в творческом процессе и в переводах. И будем теперь ждать Фараона.
А Рамзес, как мы видим, уже совсем не за горами....